Началась реставрация фасадов церкви Вознесения Господня в Коломенском
Закончить реставрацию архитектурного шедевра XVI века планируют в 2024 году23 октября 2023 г. началась реставрация фасада церкви Вознесения Господня в Коломенском – об этом объявил мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. Уникальный памятник архитектуры, законченный в 1532 г., входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри храм совсем небольшой, потому что изначально он был домовым и молились в нем лишь представители великокняжеской семьи.
«Это первая каменная шатровая церковь в стране, построенная по заказу князя Василия III – отца Ивана Грозного. На момент постройки храм в Коломенском был самым высоким зданием на Руси. Несмотря на габариты, архитектура поражала изяществом и легкостью», – написал мэр Москвы.
Реставраторы приведут в порядок цоколь, галерею и шатер храма, металлические элементы, элементы из белого камня. Их очистят от естественных повреждений, обработают защитными составами, заменят деформированные части, восстановят историческую кладку и декор. По сообщению мэра, планируется также благоустроить прилегающую территорию.
При реставрации уникального древнего памятника необходимо учесть все его особенности. «Важнейшим этапом является обследование архитектуры и составление проектной документации. Для выполнения этих работ должны быть привлечены профессионалы своего дела, которые зарекомендовали себя на других древних памятниках. В ходе обследования храма могут быть обнаружены материалы для новых научных открытий, – объясняет кандидат искусствоведения, член Научно-методического совета Министерства культуры РФ Полина Тычинская.
Производство работ тоже требует большой ответственности. «Все реставрационные материалы должны быть тщательно подобраны, чтобы действительно укрепить храм и ни в коем случае не нанести какого-либо ущерба. Главное правило реставрации – "не навреди"», – заключает эксперт.
Завершить реставрацию фасадов рассчитывают в 2024 г.
«Церковь Вознесения в Коломенском – одна из старейших на территории Москвы и музейного заповедника и отношение реставраторов будет более чем бережное», – уверена кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российской академии художеств Любовь Пуликова. По словам искусствоведа, в этой церкви интересно соединились элементы русского зодчества, готики и ренессанса. «Белокаменная жемчужина» построена в традиционном русском допетровском стиле: нижняя часть – четверик (конструкция с четырьмя стенами), средняя часть – восьмерик, и все это венчает шатер. Однако работами руководил итальянский архитектор Петро Аннибале, которого по-русски прозвали Петрок Малый. От него церковь получила островерхие фронтоны, присущие готическим соборам, а вот черты в духе Раннего Возрождения можно наблюдать в вытянутых плоских пилястрах с капителями в ионическом стиле – они находятся около окошек перед шатровой частью». Многие говорят, что памятник и так был в хорошем состоянии, но то, что не видно глазу простого посетителя, может очень обеспокоить профессионального реставратора, заключает эксперт.
Впервые Коломенское было упомянуто еще в 1336 г. в духовной грамоте князя Ивана Калиты. «Коломенское – словно открытый учебник истории, здесь можно наглядно познакомиться с событиями разных веков, что особенно ценно для школьников и студентов», – отмечает директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук.
«Вообще, в Москве реставрация архитектурных памятников идет постоянно. Например, благодаря программе «Рубль за квадратный метр в год», существующей для арендаторов объектов культурного наследия с 2012 г., удалось сохранить много интересной жилой постройки XIX в.», – дополняет Пуликова. И приводит в пример небольшой дом Петра Сысоева в Печатниковом переулке («Дом с кариатидами»). Его многие помнят по кинофильму «12 стульев» Леонида Гайдая – именно в нем жила Эллочка-людоедка.