5 главных выставок осени
В сентябре и октябре открывается несколько крупных выставок и ожидается премьера шедевра, купленного ТретьяковкойНачинается новый сезон, культурная жизнь в столице ожила. В сентябре и октябре открывается несколько крупных выставок, ожидается и премьера шедевра, купленного два года назад Третьяковкой у зарубежных владельцев. «Ведомости. Город» изучил, что смотреть в музеях осенью.
«Единицы Времени»
Выставка «Единицы времени» продолжает серию проектов Московского музея современного искусства, знакомящих широкого зрителя с частными арт-собраниями отечественных коллекционеров. На этот раз весь второй этаж площадки музея на Петровке отвели под работы из коллекции консультанта-эксперта Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров Сергея Александрова. При этом в экспозицию вошла лишь ее малая часть – порядка 300 более чем из 4000 работ. Все они условно разделены на 12 выставочных залов, в каждом из которых есть один или максимум два главных героя, в основном классики советского неофициального искусства 1960-х гг. В «спутники» им выбраны ученики и последователи, менее известные современники или более молодые авторы.
Список мэтров подпольного искусства СССР, представленных на выставке, возглавляет Илья Кабаков – недавно ушедший из жизни и самый успешный в общемировом масштабе советский художник, представитель московского концептуализма. Прославился благодаря инсталляциям, в которых исследовал чувство отчужденности и скуки, характерное для советской повседневности. Аукционный рекорд Кабакова составляет $5,8 млн – именно за столько в 2008 г. на лондонских торгах аукционного дома «Филлипс» ушла его работа под названием «Жук».
К числу бесспорных классиков, представленных на выставке, принадлежат также Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Борис Свешников и др. Их фотопортреты можно увидеть в отдельной галерее, соединяющей несколько залов.
По словам самого Александрова, который также является консультантом-экспертом Ассоциации искусствоведов, проект помогает глубже понять искусство шестидесятников и увидеть работы, многие из которых раньше никогда не показывались. «Ошибочно считать, что тема советского неофициального искусства к сегодняшнему дню достаточно разработана и может быть закрыта. Это богатейший материал, который не теряет своей актуальности и сегодня. А некоторых авторов для себя здесь открыла даже профессиональная публика», – подчеркивает Александров. Самым лиричным пространством выставки коллекционер называет зал с цветочными композициями Владимира Яковлева, завораживающими абстракциями Игоря Вулоха и предельно минималистичной «Луной» Тимура Новикова.
До 22 октября
«Глаз видящий, всевидящий, невидящий» из цикла «Системы мимикрии»
Пространство AZ/ART на Маросейке – это открывшийся в прошлом году в здании старинных белокаменных палат филиал Музея AZ, задуманный как место для экспериментов. Начиная с этой осени и до следующего лета он служит площадкой для проекта из трех частей под названием «Системы мимикрии».
«Мы предлагаем зрительскому вниманию что-то вроде сериала, где единицей высказывания становится не конкретное произведение, не одна экспозиция, а длительное, развивающееся повествование, – объясняет куратор проекта, художник и искусствовед Александр Дашевский. – При этом мы вытаскиваем не самых очевидных и находящихся на слуху современных авторов, не самые часто показываемые работы из собрания Музея АZ».
Все три выставки цикла «Системы мимикрии» используют язык современного искусства, чтобы объяснить феномен мимикрии, который рассматривается как реакция на вызовы турбулентной и опасной внешней среды.
Первая выставка под названием «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» посвящена теме зрения в целом и отдельным ее особенностям – тому, как возникают или создаются «слепые пятна», как зритель превращается в объект наблюдения, как ускользнуть от всевидящего ока современного Большого брата. Над последним вопросом, в частности, задумывается художник Денис Патракеев, чья картина с изображением камер наблюдения носит имя античного бога Протея, который мог принимать любой облик.
Кроме того, куратор советует обратить особое внимание на «Портрет с бутылкой» Владимира Яковлева – легендарного представителя московского нонконформизма, чье творчество становится все более востребованным в последние годы. «Он на физическом уровне стал трагическим воплощением знаменитой модернистской формулы «я так вижу». Надвигающаяся слепота и приступы психической болезни автоматически делали художника инакомыслящим и инаковидящим», – рассказал «Ведомости. Городу» Дашевский.
До 19 ноября
«Родченко. Личное»
Почти 60 известных фотоснимков советского художника-новатора, скульптора, графика, фотографа Александра Родченко показывают в центре «Зотов». Экспозиция дополнена личными вещами, письмами и другими свидетельствами эпохи 1920-х и 1930-х гг. Выставка «Родченко. Личное» открывает собой серию проектов, призванных показать, как разные авторы воспринимают и передают быт и окружающее их пространство.
По словам организаторов, выставка будет интересна широкому кругу людей, которые смогут сопоставить фотографии Родченко с тем, что он чувствовал, как его видели близкие люди. «Удивительным покажется то, как далека личность Родченко от его геройского изображения пионеров, например. Оказывается, что он очень нежный и чувствительный, с особой любовью смотрит на родных. Убедиться в этом можно через портреты его матери, жены и дочери – важных женщин в жизни художника», – рассказал «Ведомости. Городу» сокуратор выставки Дмитрий Никишов.
За тем, чтобы снимки экспонировались согласно идеям самого Родченко, лично следил его внук – Александр Лаврентьев. Он подчеркивает, что при развеске использовался способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением, которого в свое время придерживался и сам автор. Посетителей выставки также ждет встреча со знаменитыми друзьями фотографа: поэтом Владимиром Маяковским и его музой Лилей Брик, режиссером Львом Кулешовым, конструктивистом Алексеем Ганом и др. «Интересно взглянуть, как на становление авторских концепций и передовых идей Родченко повлияли события из личной жизни, переживания, ощущения, встречи», – говорит сокуратор выставки Анна Замрий.
С 22 сентября 2023 г. по 28 января 2024 г.
«Автор неизвестен. Коснуться главного»
Освоить азы отечественного авангарда предлагает зрителям Музей русского импрессионизма. Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» объединила порядка 120 работ. Все они долгие годы существовали в музейных и частных коллекциях с пометкой «н/х» – «неизвестный художник». В экспозицию вошли как вещи, до сих пор остающиеся безымянными, так и те, в отношении которых у искусствоведов уже появились некоторые предположения. Есть и работы, авторство которых смогли уточнить за последние годы, включая яркую абстракцию Василия Кандинского «No 207. Без названия».
Чтобы заинтересовать москвичей работами неизвестных авторов, было решено разделить их по основным художественным категориям: «свет», «цвет», «линия» и др. (всего предусмотрено семь разделов). Это позволяет привлечь внимание зрителя к универсальным выразительным элементам без привязки к особенностям индивидуального стиля. При таком подходе работы без авторства могут свободно соседствовать с шедеврами Давида Бурлюка или Роберта Фалька.
«Мы хотели поставить зрителя непосредственно перед произведением искусства. А вся сопутствующая теория подается в простой и максимально доступной форме с элементами интерактива», – говорит куратор выставки Анастасия Винокурова. Например, картину Ольги Розановой «Пожар в городе» решили дополнить кадрами из датированного тем же 1914 годом документального фильма из жизни московских пожарных. А для работы Кандинского предусмотрен специальный купол, позволяющий услышать звуки, которые сам художник ассоциировал с конкретными цветами.
При подготовке проекта предположения об авторстве безымянных работ организаторы собирали среди музейщиков и коллекционеров, а уже на самой выставке свои догадки могут озвучить и простые зрители.
С 12 октября 2023 г. по 21 января 2024 г.
«Николай Рерих»
Масштабную ретроспективу работ Николая Рериха, приуроченную к 150-летию со дня рождения главного русского художника-мистика, готовит Третьяковская галерея. Выставка будет проходить в нескольких залах на Крымском Валу. По замыслу организаторов проект должен продемонстрировать все грани наследия Рериха – знаменитого художника, мыслителя, археолога. Около 130 картин и графических листов с изображениями гималайских вершин и языческих капищ дополнят документальными материалами, рассказывающими о судьбе и путешествиях самого Николая Рериха и членов его семьи.
Главной жемчужиной выставки обещает стать театральный задник для балета «Половецкие пляски» на музыку из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Москвичи смогут увидеть огромное полотно с изображением степи и юрт кочевников размером 10 х 23 м впервые.
Премьера балета состоялась в Париже в 1909 г. и положила начало мировой славе «Русских сезонов» Сергея Дягилева. На протяжении последних десятилетий фоновый занавес, написанный Рерихом в 1908 г., хранился намотанным на вал. Он был куплен Третьяковкой за рубежом два года назад. Теперь это самое крупное произведение в собрании галереи, нуждающееся в масштабном восстановлении. Специалисты Третьяковки обещают закончить первый этап технической реставрации к началу выставки.
С 10 октября 2023 г. до 10 марта 2024 г. (даты выставки могут быть изменены)