Что слушать этой осенью: премьера оперы «Царская невеста» и «Ремонт старых кораблей» в ГЭС-2
Иван Грозный в 2072 году и Бетховен нашего времени – обзор концертов классической музыки «Ведомости. Города»После летнего затишья москвичи возвращаются к культурной жизни. Премьера оперы «Царская невеста», разные интерпретации Бетховена и музыкальная программа «Ремонт старых кораблей» в ГЭС-2. Что столичные концертные залы приготовили для своих слушателей в новом сезоне?
Бетховен – герой сезона
Бетховен, судя по афишам, стал героем наступившего сезона. Бросивший вызов судьбе, времени, традиции, он определил развитие истории музыки, возможно, до сегодняшнего дня. Московская филармония среди прочих представляет абонементы, которые так и называются – «Бетховен» и «Все сонаты Бетховена». Все сонаты играет Борис Березовский – один из самых успешных российских пианистов, лауреат первой премии Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1990 г.). Он называет себя «пианистическим Гаргантюа» (по аналогии с великаном-обжорой, героем романа французского писателя Франсуа Рабле): формирует концерты из трех отделений, чтобы слушатели вкусили бетховенские опусы в неожиданном сочетании с музыкой других стилей и эпох, например, романсами Сергея Рахманинова или фрагментами из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева. Цикл этот открывается 13 сентября и рассчитан на несколько лет.
А в конце сентября в Филармонии-2 прозвучат самые популярные сонаты для скрипки и фортепиано – «Патетическая» и «Лунная» в компании с «Крейцеровой», той самой, что дала название повести Льва Толстого. Среди исполнителей называются уже упомянутый Борис Березовский, а также пианисты Филипп Копачевский и Дмитрий Маслеев, скрипач Павел Милюков, все – лауреаты премии конкурса им. Чайковского.
Концертный зал им. Чайковского (13 сентября),
Филармония-2 (29 сентября)
Ильдар Абдразаков в «Борисе Годунове»
По сложившейся традиции сезон на Исторической сцене Большого театра открывает опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Спектакль 1948 г. не выходил из репертуара, даже когда на соседней Новой сцене в 2007 г. показывали версию известного кинорежиссера Александра Сокурова (правда, в другой музыкальной редакции). Перерыв был сделан только на время реставрации Исторической сцены с 2005 по 2011 гг. Постановка Леонида Баратова и Федора Федоровского – без преувеличения – золотой фонд Большого, который тот с музейной бережностью хранит.
Каждая картина исключительна не только по сценографии, но и силе артистической выразительности, требует лучших солистов, даже на роли, казалось бы, второго плана. Поэтому, например, короткую, но необыкновенно проникновенную партию думного дьяка Андрея Щелкалова в ближайших спектаклях поет баритон Игорь Головатенко, летописца-отшельника Пимена – Станислав Трофимов, а Марину Мнишек – меццо-сопрано Ксения Дудникова. Все это артисты, которых слышали в Милане, Вене, Париже, Зальцбурге, Нью-Йорке и других оперных столицах.
Но самое любопытное для зрителей – Ильдар Абдразаков, российский певец с мировой карьерой, выступающий на лучших оперных сценах мира: Борис Годунов постепенно вошел в число его коронных партий. Прошлогоднее выступление Абдразакова в Милане произвело фурор – оперой Мусоргского открывался сезон в Ла Скала. На спектакле присутствовали президент Италии Серджо Маттарелла, премьер-министр Джорджа Мелони, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Овации, по свидетельству критиков, продолжались минут двадцать. Простые миланцы смотрели трансляцию на больших уличных экранах и на главном телеканале Италии Rai-1. Тем интереснее услышать баса на легендарной московской сцене в уже легендарной постановке.
Большой театр
14 и 16 сентября
Премьера «Царской невесты»
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко открывает сезон премьерой оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Впечатляющая партитура, объемно рисующая времена правления Ивана Грозного, вмещает несколько линий: человека, который лишь пылинка перед желанием государя, искренней любви и любви страстной, хитрости и мести.
Режиссер спектакля Дмитрий Белянушкин после выпуска из Российской академии театрального искусства ГИТИС дебютировал в Большом театре и поставил изрядное количество спектаклей в регионах. Его «Свадьба Фигаро», выпущенная в Нижнем Новгороде, получила российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» в 2022 г., сейчас он впервые приглашен в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер мыслит свой будущий спектакль как антиутопию. Он переносит события оперы в 2072 год: «В страну вернулась монархия, и резиденция царя снова располагается в Александровской слободе. Представляется картина возрождения традиционной русской культуры и монархического строя. Костюмы персонажей также решены в стилизованном историческом стиле, который в будущем возвращается и становится частью быта страны», – приводятся слова Белянушкина на сайте театра. Идея эта напоминает обстоятельства романа Владимира Сорокина «День опричника», что, конечно, интригует. Будет ли высказывание постановочной команды столь же смелым, узнаем на премьере.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
20, 21 и 22 сентября
Денис Мацуев играет Бетховена
Это только кажется, что Денис Мацуев, наше фортепианное все, в столице играет с завидной регулярностью. Оказывается, нет: осенние его выступления можно по пальцам пересчитать. Среди них примечательно то, где музыкант сыграет не Рахманинова, не Чайковского, не Прокофьева или Шостаковича – а Первый концерт Бетховена, сочинение из школьной программы (для одаренных пианистов, конечно). Впрочем, отсутствие супервиртуозных пассажей не отменяет интеллектуальной сложности, потому и первый, и остальные четыре фортепианных концерта Бетховена есть в репертуаре любого пианиста.
Мацуев исполнит Первый концерт Бетховена в рамках программы Российского национального молодежного оркестра. Также прозвучат увертюра «Освящение дома» – позднее сочинение композитора, довольно редко звучащее, и знаковую «Героическую» (Третью) симфонию. Дирижировать будет Дмитрий Юровский.
Концертный зал им. Чайковского
15 октября
«Заклинания» – исполняются впервые
Та самая Бетховенская «Героическая» симфония по легенде знаменита тем, что композитор в гневе разорвал титульный лист с посвящением Наполеону после того, как тот объявил себя императором. Музыкально она считается прорывом в области гармонии, формы и, как следствие, содержания. Симфония станет героиней еще одного примечательного концерта – в Доме культуры ГЭС-2.
Музыкальная программа здесь в первой половине сезона, с сентября по декабрь этого года, будет проходить под названием «Ремонт старых кораблей». Так, создатели программы отсылают к высказыванию Игоря Стравинского, где он сравнивал композиторов, «ремонтирующих старые корабли» (то есть работающих в русле традиций, к которым причислял и себя), с теми, кто ищет «новые виды транспорта» (новый музыкальный язык, новые формы), и приходил к выводу, что «настоящим делом художника и является ремонт старых кораблей. Он может повторить по-своему лишь то, что уже было сказано».
В концертах, по замыслу куратора Дмитрия Ренанского, произведения четырех столетий ищут на первый взгляд не очевидные точки соприкосновения. Так, бетховенский опус объединится с симфонией советского и швейцарского композитора Александра Рабиновича-Бараковского. Концертная симфония для фортепиано с оркестром «Заклинания» (1996) будет исполнена в России впервые. Рабинович эмигрировал из СССР в 1974 г., и его произведения в нашей стране практически не звучат.
Актовый зал ГЭС-2
19 и 20 октября
Чайковский. Первый фортепианный концерт
Прозвучит этой осенью и Первый концерт Чайковского – в исполнении молодого и весьма перспективного пианиста Александра Ключко. Музыканту всего 23 года. В прошлом году он взял первую премию на Международном музыкальном конкурсе пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В. Рахманинова. В этом – к огромному сожалению поклонников – он не прошел в финал Международного конкурса имени П. И. Чайковского, и знаменитый Первый концерт в его исполнении публика так и не услышала. Тем не менее опус Чайковского в исполнении Александра все же прозвучит – в филармоническом абонементе «История одного шедевра». О Первом фортепианном концерте Чайковского расскажет Артем Варгафтик, признанный мастер увлекательного музыкального просвещения.
Филармония-2
26 ноября