Когда хочется в небо: где и как в Подмосковье научиться летать на самолете
Управлять самолётом не труднее, чем автомобилемРомантичная жизнь бродячего пилота, которая очаровывала в рассказах Ричарда Баха или Сент-Экзюпери, раньше казалась сказкой. Но эксперты уверяют, что управлять самолетом ничуть не труднее, чем автомобилем: дело практики и только.
Принцип обучения строится ровно так же: сперва нужно освоить одномоторные легкие машины, а потом повышать квалификацию (большинство остаются вполне довольными первой ступенью). Чаще всего летают на потомках биплана Баха, «американцах» Cessna и Beechcraft, но весьма популярны и французские самолеты Dassault, итальянские Tecnam и канадские Zodiac.
Для того, чтобы полетать на параплане или дельтаплане, не нужно даже ехать на аэродром: на них катают во многих парках (там же и обучают) — например, в Коломенском и на Воробьевых горах. Это стоит от 2500 рублей. Все, что им нужно, это небольшая ровная площадка. С техникой посложнее потребуется взлетно-посадочная полоса. А значит, нужно найти ближайший аэроклуб.
Пробный полет
Самое простое — открыть карту аэродромов Maps.aopa.ru. Действующие площадки отмечены голубым значком, есть все данные об аэродроме: тип покрытия, технические особенности, телефоны служб и сайт. Этой картой пользуются действующие пилоты, поэтому вся информация актуальна и постоянно обновляется.
Второй вариант — установить приложение (запрос — аэродром) или поискать профильные паблики в соцсетях (чаще всего — инстаграм и Вконтакте). Отвечают на вопросы быстро и вежливо, каждый гость сейчас буквально на вес золота.
Самый простой полет, за 20-30 минут которого даже дадут подержаться за штурвал, оценивается от 5-6 тысяч рублей в зависимости от типа самолета. Верхняя граница может быть и за облаками в буквальном смысле (прогулка на мощном новом истребителе может обойтись и в 200, и в 500 тысяч).
Для такой прогулки не нужно проходить комиссии или приносить справки (хотя явно неадекватных или нетрезвых людей, конечно, оставят на земле), необходимый инструктаж покорители неба получают на месте. Этот полет не дает ровно никаких особых знаний или умений, кроме ощущения невероятного восторга и отличных фотографий на память.
Андрей Абросимов, пилот легкомоторных самолетов: «В этом году очень повезло с погодой. Лето и так всегда было высоким сезоном, а сейчас многие никуда не поехали в условиях пандемии, но развлекаться-то как-то нужно. Даже на неделе бывает по несколько человек на воздушную экскурсию или пробный полет, а в выходные и очереди случаются. Летать стало модно, это пока свежо и необычно».
Если мечты о небе после пробного полета только крепнут, придется подойти к обучению всерьез, чтобы получить лицензию частного пилота PPL (Private Pilot License).
Андрей Семенов, инструктор-пилот: «Количество желающих получить лицензию остается стабильным — 10-15 человек в год в одном аэроклубе. Цена обучения — от 800 тысяч рублей. В Европе и США цены несколько ниже (порядка 7 тысяч долларов), но надо учитывать, что придется платить за проживание, перелет, да еще и сдавать обязательный экзамен по английскому языку».
Лицензия частного пилота — возможность летать самостоятельно
Международная лицензия частного пилота даёт право летать на поршневых и даже некоторых реактивных самолетах, — если будет пройдено соответствующее обучение с обязательной практикой.
Понадобится минимальный пакет документов: медицинская справка (вопреки ожиданиям, зрение не обязательно должно быть 100%), образование выше среднего специального, и успешно сданные теория и практика.
Взлетать, садиться, рулить, читать карту, планировать маршрут, готовить самолет к полету и обслуживать его, избегать неприятностей в небе, — всему этому обучают сперва на тренажере, а потом и на настоящем самолете. С опытным инструктором, а потом и без него. На это уходит несколько месяцев: быстрее не получится, потому что летать дольше трех часов в день ежедневно запрещено, да и теорию нужно изучать не менее усердно, чем отрабатывать собственно полет (40 летных часов до экзамена в Росавиации).
Получив лицензию, можно брать самолет в аренду — но с этим возникают определенные проблемы. По словам президента Федерации авиации общего назначения Сергея Минигулова, сейчас нет законодательства, которое регулировало бы работу страховых компаний. В случае небольшой аварии или поломки сотрудники МАК (Межгосударственного авиационного комитета, воздушного аналога ГИБДД) просто не поедут по такой «мелочевке». Поэтому взять самолет в аренду сейчас непросто, если хочется полетать дальше, чем просто над аэродромом, например в соседний город.
Можно купить свой собственный самолет: цена за подержанную машину может оказаться такой же, как на среднюю иномарку. Заправиться или получить обслуживание тяжело разве что где-то далеко на севере или в пустынях, обычно это не проблема.
По мнению пилота Росавиации c 30-летним стажем Игоря Трофимова, за частной авиацией — будущее: «Человек всегда мечтал летать, а на Земле становится слишком уж скучно и душно. Думаю, в ближайшие десять лет мы увидим, что перелеты на частных самолетах постепенно станут обыденным делом, как это уже происходит в Европе и США».
Аэродромы для новичков в ближнем Подмосковье
Большое Грызлово (100 км по Симферопольскому шоссе)
Есть отель, красивые пейзажи и две взлетно-посадочных полосы. Полеты проводят на легком самолете Tecnam P2002.
Щекино (55 км по Пятницкому шоссе)
В клубе Cessna проводят прогулки на Piper Cherokee и Cessna-182 и на вертолете Robinson R44.
Мячково (16 км по Новорязанскому шоссе)
Летают на вертолетах и Tecnam P2002.
Аэроклуб «Алпина Авиа» (80 км от МКАД по Новорязанскому шоссе)
Есть отельный комплекс и активности, не связанные с полетами. Летают на Cessna-172, Aquila A210, ЯК-18Т.
Аэроклуб в Новинках
Более 50 воздушных судов разного типа — от поршневых до реактивных, отель, пейнтбол.