Место у воды: как за 25 лет изменились московские набережные
Они превратились в места для прогулок, спорта и культурного досугаДо 2030 г. в столице будет благоустроено 36 набережных, сообщил в сентябре в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. За прошедшие четверть века Москва уже отремонтировала 42 набережные протяженностью более 68 км, поделились данными с «Ведомости. Городом» в столичном департаменте капремонта. Таким образом, все 78 объектов протяженностью 174 км от Строгина до Капотни приведут к современным стандартам, отражающим потребности горожан в комфорте, безопасности, экологичности.
Работа ведется в рамках масштабной программы перехода от города для машин к городу для людей. Поэтому в реновации этих зон особый упор делают на инфраструктуру для пешеходов и обладателей индивидуального транспорта. Благоустройство сопровождается созданием арт-объектов и инфраструктуры для событийного наполнения. Московские набережные уже стали площадками для культурного досуга. В рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!» на Крымской, Краснопресненской и других набережных проходили различные концерты, художественные и танцевальные мастер-классы и т. д.
В рамках спецпроекта «Москва похорошела», приуроченного к 25-летию «Ведомостей», «Ведомости. Город» вспомнил, как за четверть века изменились столичные набережные.
Затянутые в гранит
В 1990-х гг., по данным столичного департамента капремонта, протяженность набережных в городе составляла 90 км. Исторически Москва-река одевалась в гранит для удобства пассажирского и грузового судоходства и застройки прилегающих к реке кварталов, защиты от паводков, говорит декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
На рубеже 1990–2000-х гг. на набережных у причалов, как отмечает Михайленко, стали появляться корабли, выполнявшие роль развлекательных заведений, учреждений общественного питания и даже гостиниц. В начале 2000-х гг. классические гранитные набережные в центре Москвы использовались преимущественно в качестве автомобильных дорог. Но с восстановлением речного судоходства и после наведения порядка на воде, по словам эксперта, началось благоустройство набережных и превращение их в зеленые прогулочные зоны.
«За 25 лет в Москве произошли кардинальные изменения городской среды. Можно сказать, что переломным моментом стали 2010-е гг., когда изменились концептуальные подходы к организации общественных пространств», – считает руководитель аналитического отдела агентства стратегического развития «Центр» Ольга Грицан.
В начале 2010-х гг. архитекторы и власти стали рассуждать о городе как о месте для человека, а река стала одной из самых важных его рекреационных возможностей, добавляет Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, принимавшего участие в реконструкции Крымской набережной. И Москва в этом смысле если не опередила мир, то шла с ним абсолютно вровень: тогда и в российской столице, и в Париже, и в Лондоне стояла задача трансформации общественных пространств, отмечает он.
С 2011 г. в Москве началась реализация масштабной программы городского благоустройства, направленной на переход от города для машин к городу для человека. Как рассказал «Ведомости. Городу» заместитель руководителя столичного департамента капитального ремонта Игорь Шарафетдинов, Собянин поставил задачу придать улицам, площадям, набережным и другим общественным пространствам больше современности и динамизма, добавить функциональности, сохранив их уникальность, и сделать их комфортными для людей.
Благоустройство полным ходом
Первой набережной, преобразившейся в общественное пространство, стала Крымская. Примыкая к парку Горького, в начале 2013 г. она представляла собой загруженную машинами автомагистраль. Для переосмысления территории набережной привлекли Wowhaus, которое уже принимало участие в реконструкции парка Горького. По словам Шапиро, было решено соединить с помощью набережной парк Горького, «Музеон» и Новую Третьяковку и, продлив ее до старого здания Третьяковской галереи, сделать пешеходный мостик и связать весь этот маршрут с «Красным Октябрем».
С мая по сентябрь 2013 г. здесь были проведены работы по благоустройству. А основным архитектурным элементом оформления Крымской набережной выбрали волну – в этой форме сделаны скамейки, пешеходные и велосипедные зоны, образующие искусственный рельеф, рассказывает Шапиро. В пространстве под Крымским мостом появилась сцена и 28 светящихся изнутри лавочек. Они помогают организации пешеходного и велодвижения из «Музеона» в парк Горького.
Главной достопримечательностью Крымской набережной, по словам Шарафетдинова, стал сухой фонтан площадью 840 кв. м с разноцветной подсветкой, расположенный в парке искусств «Музеон» и отделенный от реки липовой аллеей. Другой достопримечательностью набережной Шарафетдинов называет «Вернисаж» – ряд павильонов общей протяженностью 210 м, рассчитанный на размещение 100 художников. Он заменил лотки художников, располагавшиеся раньше вдоль «Музеона». По данным департамента капремонта, площадь пешеходно-прогулочной зоны Крымской набережной теперь составляет почти 33 000 кв. м, площадь озеленения – 10 500 кв. м, площадь пешеходной части – 27 700 кв. м.
Вслед за Крымской набережной началась активная реновация соседних объектов. В 2014–2015 гг. общественными пространствами стали Лужнецкая и Фрунзенская набережные. Близость к спорткомплексу «Лужники» подарила Лужнецкой набережной спортивную направленность: там появилась беговая дорожка длиной 3 км, зона для велоспорта и катания на роликовых коньках. Вдоль набережной обустроили спортивные площадки с покрытием из ударопоглощающей каучуковой крошки.
На Фрунзенской набережной провели декоративные работы для украшения прилегающих к ней зданий и объектов: привели в порядок фасады и сделали архитектурно-художественную подсветку. Решались и технические задачи: воздушные кабели и провода убрали под землю, тротуары расширили, добавили уличное освещение, скамейки и урны.
К числу благоустроенных мест для отдыха прибавлялось по четыре–пять набережных в год. Самым урожайным оказался 2017 год, когда привели в порядок сразу 13 набережных, создав благодаря им 19-километровый пешеходный маршрут от Таганки до «Москва-сити».
Шарафетдинов поясняет, что при благоустройстве набережных по возможности везде расширяют тротуары и высаживают деревья так, чтобы разделить прогулочную и транспортную зоны, размещают скамейки, урны, велопарковки. При этом подход к каждому объекту индивидуальный. Например, близость к парку «Зарядье» отразилась на внешнем виде Раушской и Софийской набережных. Там установили три смотровые площадки, напоминающие главную достопримечательность парка – Парящий мост. На Болотной набережной появилась «Аллея любви»: сюда с Лужкова моста перенесли «деревья любви», на которые молодожены вешают замки.
В рамках благоустройства Воробьевской набережной, которая закрыта для проезда транспорта, акцент сделали на спорте и прогулках: обустроили специальную дорожку для любителей бега и двухстороннюю велороллерную трассу для тех, кто предпочитает скейтборд, ролики или велосипед.
«Разноцветная ландшафтная подсветка придает вечерним прогулкам особенно приятный и романтичный характер. Ярче и наряднее с новой подсветкой стала и изюминка набережной – хештег #Счастье в парке», – говорит Шарафетдинов.
Один из новых трендов, имеющих существенный потенциал развития, как отмечает он, – это создание на благоустроенных набережных зон пляжного отдыха. Одним из самых ярких примеров соединения прогулочной и пляжной зон на набережной он называет Северный речной вокзал.
Набережные с лицом
Набережная, как и всякое общественное пространство, должна репрезентировать уникальность места, считает Михайленко. Городу недостаточно устроить одну набережную как эталонную зону у воды, отмечает эксперт, в этот проект нужно вовлекать новые объекты, чтобы избегать перегруженности каждого участка.
«И масштаб работ по благоустройству набережных создает новую проблему: они становятся стандартными, – говорит Михайленко. – При проектировании новой набережной важно думать, что она должна рассказывать своему посетителю, как может становиться лицом своего района».
По словам Дарьи Коваленко, руководителя проектов в бюро территориального развития Atlas, наиболее яркие проекты набережных в Москве связаны с комплексным девелопментом. Показательный проект, по ее словам, – это Болотная набережная у дома культуры ГЭС-2, ставшая логичным архитектурным продолжением объекта: «Это уникальный пример современной реконструкции набережной в связке с архитектурой объекта. Стоит отметить и инновационный подход с активным вторжением в классический водный фронт каменного берегоукрепления для создания общественного пространства у самой воды».
Другой пример комплексного девелопмента – набережная Марка Шагала общей протяженностью 3,5 км, возникшая на стыке двух больших проектов – благоустройства набережных и строительства ЖК «Зиларт». В рамках первых двух этапов благоустройства здесь сделали лестничный спуск, проложили велосипедные и беговые дорожки, установили детские и спортивные площадки, высадили деревья и кустарники, разбили газоны. Часть зелени высадили на искусственных холмах, условно поделенных на четыре зоны: лес, редколесье, степь и луга с разнотравьем. Также на этой набережной построили 150-метровую пристань-амфитеатр под открытым небом. В будущем здесь планируют установить арт-объекты, посвященные художникам эпохи авангарда, разбить «секретные сады» – огороженные кустарниками участки с ландшафтными композициями и скульптурами, создать зоны с павильонами для концертов и мероприятий.
От Кадашевской до «Коломенского»
До конца 2024 г., по словам Шарафетдинова, будут благоустроены Кадашевская набережная протяженностью 650 м и часть Пушкинской набережной от Крымского до Андреевского пешеходного моста протяженностью чуть более 1 км. У проекта Кадашевской набережной важная эстетическая задача: эта территория сохранила необычную застройку по красной линии однотипными домами с арками и лавками в нижних этажах. Именно этот стиль постараются поддержать в рамках реконструкции набережной.
«Особенностью проекта является усиление значимости исторических памятников, которые подчеркивают идентичность всей территории. Для этого будут использованы такие средства, как архитектурно-художественная подсветка, рисунок мощения, озеленение», – говорит Шарафетдинов.
На Пушкинской набережной установят новые павильоны, которые стилистически будут напоминать круизный лайнер с подсветкой и верхними палубами, располагающимися на втором уровне набережной. Площадь павильонов, по данным департамента капремонта, составит около 10 000 кв. м.
В рамках проекта по обновлению территории музея-заповедника «Коломенское» будет благоустроено 3,5 км набережной Москвы-реки от ст. м. «Кленовый бульвар» в сторону Сабуровского моста. «Коломенское» – точка притяжения для празднований, поэтому там появится зона для проведения свадеб и других торжеств. Также организуют зоны для активного досуга, включая каток.
По мнению Михайленко, набережные важны для города и горожан по трем основным причинам: они дают возможность соприкоснуться с природой, создают чувство простора за счет открывающихся визуальных панорам и становятся местами социального взаимодействия и творческой самореализации. Таким образом, благоустроенные набережные способствуют созданию и укреплению социальных связей, формируя сплоченные локальные сообщества, заключает эксперт.