Москва позеленела: как столица превратилась в город парков
За 25 лет промзоны и пустыри уступили место пространству для людейВ ближайшие годы городские власти собираются обновить большие московские парки, где благоустройство прошло 10–12 лет назад. «Сегодня многое из сделанного в те годы уже устарело», – сообщил в своем блоге накануне Дня города мэр Москвы Сергей Собянин.
В текущем году столичные власти уже начали модернизировать Парк Горького, парк «Сокольники» и музей-заповедник «Коломенское». В скором времени, по словам Собянина, обновление ждет Измайловский парк, парк «Фили» и музей-заповедник «Кузьминки-Люблино». В рамках спецпроекта «Москва похорошела», приуроченного к 25-летию «Ведомостей», «Ведомости. Город» вспоминает, как изменились столичные парки и скверы
Лес или торговая зона
Декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко для более полной картины предлагает вспомнить, какими были парки Москвы 25 лет назад, в конце 1990-х гг. По его словам, о «благоустройстве» тогда можно было говорить лишь в кавычках: «С одной стороны, крупнейшие по площади парки зарастали и превращались в лесные массивы, посещение которых в межсезонье или, например, с детской коляской было затруднительным. С другой – наиболее востребованные территории, наоборот, активно коммерциализировались».
В качестве примера первой тенденции Михайленко приводит парк «Битцевский лес». «Местные жители вспоминают о встречах с лесными обитателями: лисами, лосями, зайцами. Именно эта история создала и закрепила ценность этой территории для жителей окрестных Ясенева, Чертанова и Зюзина именно как леса, а не как парка», – отмечает Михайленко.
Характерным примером второй тенденции, по словам эксперта, служило пространство ВДНХ. В 1990-е гг. выставка перестала восприниматься как зеленая территория, постепенно переходящая в Ботанический сад РАН. Она стала большой ярмаркой с хаотичной застройкой торговыми помещениями.
Морально устаревшим к тому моменту выглядел и Парк Горького, несмотря на то что был формально благоустроен всегда, добавляет партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Территория оказалась фактически отрезанной от города, поскольку за вход приходилось платить. Инфраструктуры было недостаточно. Из возможных вариантов времяпрепровождения – погулять или покататься на ветхих аттракционах.
Основными характеристиками типичного парка конца 1990-х г. директор партнерских программ CM International Ольга Ахсянова называет плохое состояние лавочек и другой базовой инфраструктуры, отсутствие урн, освещения и общественных туалетов, запущенность с точки зрения озеленения, небезопасность.
В 2000-е гг. в городе все же можно было наблюдать проекты обновления зеленых территорий, подчеркивает руководитель проектов в бюро территориального развития Atlas Александра Тарханова. Например, была реализована масштабная программа благоустройства музея-заповедника «Царицыно», проводившаяся с 2005 по 2007 гг. Помимо реконструкции и реставрации исторических зданий и инфраструктуры здесь восстановили и благоустроили аллеи и дорожки, расчистили заросли, вырубили сухостой. Была проведена экологическая реабилитация Царицынских прудов. В обрамлении восстановленного острова-подковы открыли крупнейший в Москве светодинамический фонтан. Подобные проекты тем не менее носили точечный характер, отмечает Тарханова.
К 2011 г., по данным столичного департамента капремонта, в Москве насчитывалось только 130 парковых территорий и 86 рекреационных зон в составе особо охраняемых природных территорий, где можно было отдохнуть и найти занятие по интересам. Их общая площадь составляла немногим более 8500 га.
«Город жил в темпе индустриального развития: во главу угла ставились промышленные предприятия, фабрики и заводы. Была только одна пешеходная улица Арбат, и самого понятия «комфортное общественное пространство» попросту не существовало», – поясняет заместитель руководителя столичного департамента капитального ремонта Владимир Алябьев. Собянин после своего вступления в должность мэра объявил, что основной движущей силой мегаполиса является не завод, а жители. И с этой целью необходимо изменить городскую среду.
Масштабный перезапуск
С 2011 г. в столице начались глобальные изменения. «В 2011–2013 гг. нас консультировали иностранные архитекторы, концептуалисты из Великобритании, Нидерландов, США, Германии. Было рассмотрено много интересных решений, в основе которых философия жизни человека в большом городе», – рассказывает Алябьев. Как отмечает представитель городского департамента капремонта, в последующие годы городские власти стали разрабатывать проекты благоустройства общественных пространств, опираясь на международный опыт, но уже с российскими архитектурными бюро.
Масштабные преобразования начались с небольших парков и скверов рядом с жилыми домами. В городе была разработана программа «Народный парк», предназначенная для создания зон отдыха в пешей доступности от жилых домов. Работы проводились по предложениям жителей: вместо неприглядных мест, бесхозных площадок стали появляться небольшие комфортные зеленые территории. Глава архитектурного бюро HADAA Георгий Тюгаев в качестве примера приводит Сад им. Баумана, площадь которого составляет всего около 5 га. На его территории расположены объекты культурного наследия федерального значения: грот XVIII–XIX вв., усадьба XVIII в. Для горожан здесь предусмотрели новые спортивные площадки, детскую площадку с пандусом, летнее кафе с кинопроектором и проч. Восстановлено старое деревянное покрытие советской концертной сцены. Искусственный грот «Бельведер» отремонтировали в 2020–2022 гг. «Такие небольшие территории в городском каркасе обычно не слишком заметны, но играют огромную роль для улучшения среды. Они позволяют сделать ее более равномерной, перераспределить потоки людей», – говорит Тюгаев.
С 2011 по 2015 гг. в Москве прошла первая волна благоустройства и реабилитации крупных столичных парков культуры и отдыха. Одним из пионеров перезапуска эксперты называют Парк Горького, обновление которого продолжается по сей день. Тюгаев обращает внимание на то, что территория обновлялась комплексно с парком «Музеон». Сервисы, питание, логистика, безопасность, сценарии пребывания, событийность, уход, санитарное обеспечение, охрана природы – все вышло на принципиально новый уровень. «Появились отдельные охранные структуры, следящие за спокойствием и порядком», – отмечает эксперт.
Зимой 2011 г. в Парке Горького открылся каток площадью 15 000 кв. м, ставший самым большим в Европе катком с искусственным льдом. Стариков подчеркивает, что вход в парк стал бесплатным.
Это позволило подключить пространство парка к бесшовной городской ткани. «Проект идеально вписался в мировой тренд на парки и в целом стал символом новой градостроительной эпохи для Москвы», – добавляет Тарханова.
Большие изменения претерпела ВДНХ, возрождение территории которой началось в 2014 г. «Сейчас это совершенно другая локация, активная и востребованная в любой день недели: деловые, досуговые, образовательные программы там сменяют друг друга в режиме нон-стоп в течение всего года», – говорит Тюгаев.
К 2015 г. столичные власти разработали стандарт благоустройства, с помощью которого зеленые территории стали приводить в порядок комплексно. «С тех пор этот стандарт стал ключевой инструкцией для проектировщиков и архитекторов, которые работают над новым обликом и функционалом городской среды. Он подразумевает обустройство необходимой современной и качественной инфраструктуры для детских активностей, занятий спортом и отдыха, создание среды для маломобильных граждан, установку современного оборудования, освещения и дополнительное озеленение территории», – отмечает Алябьев.
За прошедшие годы в столице было реализовано немало знаковых зеленых проектов. Одним из них стал парк «Зарядье», открытый в 2017 г. Парк вместе с его символом – парящим над Москвой-рекой мостом – построен по проекту консорциума во главе с нью-йоркскими архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro и ландшафтными архитекторами Hargreaves Associates, а также московскими урбанистами Citymakers. «Помимо современного дизайна и комфортной среды здесь был сделан фокус на событийное наполнение и сценарность времяпрепровождения для аудиторий разных возрастов и интересов: на культурную программу, фестивали, маркеты в течение всего года», – добавляет Тарханова. В последующие годы «Зарядье» неоднократно получало признание на международном уровне. К примеру, в 2018 г. журнал Time включил парк «Зарядье» в список лучших 100 мест в мире.
Одним из самых масштабных проектов последних лет стало создание суперпарка «Яуза» на северо-востоке Москвы. По окончании работ общая площадь парка составит порядка 400 га.
C 2016 по 2023 г. здесь было благоустроено свыше 320 га. Например, на месте бывших усадеб воссоздали элементы парковой культуры прошлых столетий. На территории усадьбы Леоново XVII в. власти для этой цели использовали исторические карты XVIII–XIX вв. Проведена реконструкция знаменитой эстрадной площадки «Певческое поле». Посетители парка могут заниматься спортом на территории специального кластера с теннисными кортами, хоккейной коробкой, которая летом превращается в поле для мини-футбола, а также в других подобных зонах. Для детей обустроены комфортные площадки. Можно гулять, бегать или ездить на велосипеде по специальным дорожкам.
За последние годы перезагрузку прошли также парки Северного и Южного речных вокзалов, 40-летия ВЛКСМ, 50-летия Октября, 40-летия Победы в Зеленограде и проч.
Другими мегапроектами стали пять парковых и озелененных территорий, носящих статус особо охраняемых. Среди них природно-исторические парки «Битцевский лес» и «Покровское-Стрешнево», лесопарк «Кусково» и Щукинский парк с Всехсвятской рощей. «Это крупные особо охраняемые природные территории, расположенные в черте города. В связи с этим они испытывают колоссальную антропогенную нагрузку», – поясняет Алябьев. Парки обустраивали так, чтобы жителям было безопасно и комфортно гулять, заниматься спортом, приходить туда с детьми, а сложившаяся экосистема не страдала. Основные активности созданы за пределами заповедных зон, а познакомиться с флорой и фауной можно благодаря многочисленным экотропам.
По словам Алябьева, при благоустройстве упомянутых парков обязательно учитывалась их история. Например, в Щукинский парк вернулись беседки, внешний вид которых воссоздан по фотографиям 1950-х гг. В парке «Покровское-Стрешнево» ведется восстановление усадебного ансамбля – памятника истории и архитектуры XVIII–XIX вв.
Идея для территории
Некоторые парки и вовсе созданы с нуля на месте промзон, пустырей и заброшенных территорий. В районе Академический в 2017 г. одноименный парк появился на месте гаражей и хозпостроек. Здесь организовали спортивно-игровой кластер с футбольным полем и баскетбольной площадкой, детскими площадками и местами для отдыха. В Марьине в 2018 г. часть полузаброшенных территорий вошла в состав парка 850-летия Москвы. В том же году в Хорошевском районе вместо заброшенного аэродрома на Ходынском поле также появился парк. Здесь создали пейзажный пруд с островом и набережной, музыкальный фонтан, детские и спортивные площадки, а также зеркальный лабиринт. В Даниловском районе на юге столицы на территории бывшего завода им. Лихачева (ЗиЛ) открылся парк «Тюфелева роща». Зеленое пространство площадью 10 га с искусственным прудом подходит для спокойного отдыха и активного времяпрепровождения всей семьей, рассказывает Алябьев.
В 2023 г. был создан новый парк в пойме реки Жужи. Раньше это было заброшенное пространство с оврагами, мусором, валежником, гаражами, без дорожек и освещения. В ходе благоустройства здесь расчистили русло реки. Вдоль него проложили прогулочные маршруты с местами для отдыха и 16 пикниковыми зонами. На склонах обустроили лестницы, а через реку перекинули мостики. Сделали спортзоны разного назначения и т. д.
За прошедшие годы благоустройство парков и зеленых зон в столице набирало обороты. По данным департамента капремонта, за 2011 г. в порядок привели 19 территорий парков. В 2017 г. число таких зон превысило сотню – 113. За прошлый год обустроили 118 парков, скверов и других озелененных пространств. С 2011 г. 1031 парковая территория общей площадью свыше 22 000 га была приведена в порядок на новом качественном уровне, уточняет Алябьев. Сегодня около 90% москвичей имеют доступ к таким территориям в шаговой доступности.
Парки и зоны отдыха
В текущем году в столице облагородят более 60 парков, скверов и других городских зеленых зон. Их общая площадь составит более 1400 га. Помимо упомянутых мэром Парка Горького, «Коломенского», «Сокольников», где стартовали первые этапы преобразований, рассчитанных на три года, в парке «Яуза» собираются завершить основные работы.
По словам Михайленко, особенность современных московских парков в отличие от однообразных зеленых зон 2000-х гг. – это их специализация. «В парке в пойме реки Жужи одна из площадок посвящена разбойнику Савке, легенды о котором долго были частью районной идентичности нагатинцев. Теперь же новый парк ненавязчиво рассказывает гостям этой зеленой площадки об уникальных особенностях своего спального района», – говорит Михайленко.
Ахсянова добавляет, что современному парку нужна «большая идея». В нее заложены смыслы, которые выделяют каждый конкретный парк среди прочих. Например, парк «Сиреневый сад» в ВАО привлекает жителей других районов в период цветения, зона отдыха «Левобережье» на севере Москвы популярна как место пляжного отдыха.
Современные московские парки также объединяет экологичный подход к благоустройству, подчеркивает Алябьев. Например, при проведении работ используются современные и экологичные типы покрытий: гравийный и гранитный отсевы, пропускающие воздух и влагу к корням растений. Все чаще ведется устройство экотроп (настилов) на свайном основании, которые покрывают специальной террасной доской. При устройстве таких конструкций земля остается практически нетронутой. Для снижения негативного воздействия на флору и фауну парков для освещения основных маршрутов и мест отдыха, детских и спортивных площадок используются фонари с рассеянным светом, прожекторы с направленным световым потоком и проч.
«Если в конце 1990-х гг. из европейских столиц можно было смело «импортировать» к нам последние разработки в области досуговой инфраструктуры, то к 2020-м гг., напротив, уже Москва может дать фору ведущим европейским паркам», – заключает Михайленко.