«Иволга», которая едет сама по себе: какими будут городские поезда будущего
Для новых модификаций электропоезда испытываются беспилотные технологииС начала мая по линиям Московских центральных диаметров курсируют поезда нового поколения «Иволга 4.0». От предыдущей модификации электропоездов они отличаются наличием трех дверей в промежуточных вагонах, позволяющих намного быстрее производить посадку и высадку пассажиров на станциях, а следовательно, сокращать время поездок. В день выхода на линии новых городских поездов, 2 мая, мэр Москвы Сергей Собянин отмечал в своем Telegram-канале, что новая модель городской электрички может также перевозить почти на 100 человек больше.
«Железнодорожный транспорт – основа инфраструктурного каркаса мегаполиса, который связывает крупные части городской ткани. Высокая пропускная способность и скорость позволяют обеспечить доступность различных районов и пригородов для большого количества людей», – подчеркивает урбанист, партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
От пригородных электричек к городским поездам
Инженер-исследователь научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российского университета транспорта Владислав Трещев отмечает, что с ростом индустриализации и урбанизации еще в начале прошлого века в мире встал вопрос о соединении центров городов с периферийными районами для перевозки пассажиров к промышленным районам. Это стало причиной изменений железнодорожного транспорта.
«В России первые идеи по созданию электрифицированных железных дорог для перевозки пассажиров внедрили еще в 1915 г. на линии Санкт-Петербург – Ораниенбаум, открылась Ораниенбаумская электрическая линия. В РСФСР первый пригородный поезд на электрической тяге был запущен 3 августа 1929 г. на участке Москва – Мытищи», – напоминает Трещев. По словам эксперта, с 30-х гг. прошлого века транспортники всего мира стали говорить о запуске движения городских поездов по железным дорогам, поскольку пригородные электрички не выполняли функций городского транспорта.
Пионером по внедрению системы городских поездов считается Берлин. С 1930 г. здесь заработала железнодорожная система под названием S-Bahn. Она была создана из сети существующих пригородных железных дорог и впоследствии дополнялась новыми линиями. Формирование идентичности городской сети началось с установления специального тарифа, который отличался от обычного железнодорожного. Электропоезда S-Bahn стали оснащаться пантографом на крыше (токоприемник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника. – Прим. «Ведомости. Города»), кроме систем Гамбурга и Берлина, электрифицированных третьим рельсом.
Опыт Германии впоследствии переняли ряд стран. Например, Австрия и Швейцария, где сеть городских и пригородных электропоездов функционирует аналогичным образом.
«Отличительной особенностью городских поездов является и тактовое движение. Маршрут проложен таким образом, что поезда имеют много пересечений с другими видами транспорта и остановки в этих местах, это позволяет пассажирам пересесть, где им необходимо, создает пассажиропоток для разных видов транспорта», – поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
В Москве тема создания современных городских поездов возникла в связи с запуском масштабных транспортных проектов, таких как Московские центральные диаметры (МЦД) в 2019 г.
Как отмечает Трещев, прообразом прошлого поколения электричек были вагоны третьего класса царской России: с деревянными лавками и простым наполнением. Поэтому подвижной состав пригородных поездов, построенный по советской модели, на тот момент сильно устарел морально. Было принято решение о создании нового городского поезда «Иволга». Чтобы пассажиры стали пересаживаться с личных транспортных средств на городской транспорт, необходимо было спроектировать современные поезда максимально удобными, поясняет эксперт.
С учетом пожеланий пассажиров
«Иволга» изначально создавалась как многофункциональная платформа, на базе которой можно делать вагоны для городских, пригородных, межрегиональных перевозок, ориентируясь на потребности конкретного перевозчика. Здесь есть возможность увеличить количество сидений или расширить пространство для размещения багажа, установить дополнительные крепления для велосипедов, самокатов или лыж и пр.», – рассказывает заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «ТМХ» Александр Лошманов.
По его словам, поезда «Иволга», которые сейчас курсируют по МЦД, разработаны для массовых перевозок на небольшие расстояния с частыми остановками. Все составы являются бестамбурными, что облегчает переход из одного вагона в другой, особенно в час пик.
За пять лет существования «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода (входит в АО «ТМХ») эволюционировала. Первые модели могли разгоняться до 120 км/ч, а новые способны развивать скорость до 160 км/ч, отмечает Лошманов.
«Производитель внимательно следит за отзывами и пожеланиями пассажиров, усовершенствуя модельный ряд: в каждой новой модели поездов семейства «Иволга» появляются новые сервисы. Совершенствуются и системы безопасности движения поездов», – подчеркивает Трещев.
Александр Лошманов подтверждает, что все модификации «Иволги» производились с учетом запросов пассажиров, перевозчиков и основного заказчика – правительства Москвы: «Мы собирали обратную связь и на основе полученных данных добавляли или меняли что-то в поезде». В новых «Иволгах» есть беспроводные зарядки в подоконных столиках, велопарковки с зарядками для электросамокатов и электровелосипедов, дополнительные поручни, а еще – LCD-мониторы и LCD-экраны. Сидения стали более эргономичными, а освещение автоматически меняется в зависимости от времени суток. Вагоны дополнились всевозможными креплениями и поручнями.
Производитель также позаботился о локомотивных бригадах. В последних моделях пульт и система управления стали более надежными и защищенными. «Появилась функция дублирования экрана и информации. Теперь в случае нештатной ситуации, если один из мониторов выйдет из строя, машинист все равно будет видеть все параметры и контролировать работу поезда при помощи резервного экрана», – говорит Лошманов.
Помимо упомянутой разницы в количестве дверей и вместительности поезда третья и четвертая модели отличаются также дизайном маски и цветовым решением интерьера. Салон «Иволги 3.0» желтый, а салон «Иволги 4.0» – ежевичный.
«На мой взгляд, «Иволга 4.0» – городской поезд, не имеющий аналогов в мире. Поезд спроектирован и сделан в России (на 97% состоит из отечественных комплектующих. – Прим. «Ведомости. Города»)», – подчеркивает Трещев.
«Поезд «Иволга 4.0» отвечает современным стандартам, а в дальнейшем производитель может подумать как раз о дополнительных сервисах», – говорит руководитель проектов в бюро территориального развития ATLAS Дарья Коваленко.
Дальнейшая эволюция
Представления пассажиров о том, каким будет транспорт будущего, отражает опрос онлайн-платформы «Авито Авто» и Музея транспорта Москвы, результаты которого были опубликованы в марте этого года. Исследование, которое было проведено среди 10 000 жителей страны, показало, что большинство опрошенных делают ставку на беспилотный наземный транспорт (48%), на втором месте оказался рельсовый транспорт (28%), далее – средства микромобильности (22%). Россияне также выбирают экологичность: 43% ожидают появления безопасного для природы транспорта.
Поезда «Иволга» уже в значительной степени отвечают этим критериям, а в АО «ТМХ» работают над тем, чтобы новые модели могли в полной мере соответствовать представлениям о транспорте будущего.
«Переход на электротранспорт сегодня стал мировым трендом, а рельсовый транспорт вообще имеет долю выбросов СО2 (углекислый газ. – Прим. «Ведомости. Города») всего в 1% среди других видов транспорта. Получается, что электропоезд по сути своей уже экологичен», – подчеркивает Лошманов. Он также отмечает, что при производстве «Иволги» использованы современные технологии, которые позволяют минимизировать объем выбросов углекислого газа и потребление энергоресурсов на тонно-километр, а технология пневмоподвешивания обеспечивает низкий уровень шума и вибрации, которые исходят от поезда.
Сейчас в АО «ТМХ» также активно внедряют и используют системы беспилотного движения, но пока в опытном режиме. «Со временем появится возможность использовать их уже серийно, но главное, что мы уверенно идем к этой цели. Например, мы успешно испытали систему обнаружения препятствий на «Иволге», – говорит Лошманов. По его словам, технология основана на искусственном интеллекте и она доказала свою эффективность. Ее уже используют на маневровых локомотивах ТМХ.
Систему обучили множеству навыков. Она, например, может идентифицировать основные объекты железнодорожной и гражданской инфраструктуры, определять расстояние до точки остановки, обнаруживать запрещающие сигналы и положение стрелочных переводов. В рамках проекта также была разработана система контроля посадки и высадки пассажиров, отмечает Лошманов.
По мнению Старикова, в целом в будущих городских поездах комфорт по-прежнему будет иметь решающее значение: «Наличие доступа к интернету, удобных туалетов, элементов безбарьерной среды уже по умолчанию предусмотрено в ряде поездов, и нужно наращивать количество таких моделей. Кроме того, возможность комфортно работать в поезде позволит включить поездку в рабочее время, что крайне важно в условиях высокой динамики жизни в Москве».
«Вообще, развитие ж/д транспорта – это мировой тренд, глобально – не только внутри мегаполисов, но и на уровне агломераций, и на межрегиональном уровне, и в туризме. Это экологично, надежно, комфортно, более рационально с точки зрения использования земель», – добавляет Коваленко.
Увидеть, что представляет собой «Иволга 4.0», можно на интерактивной выставке «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030», который будет длиться до 8 сентября.
«Посетители смогут больше узнать обо всех элементах поездах, в деталях рассмотреть его вагон и даже побывать в кабине машиниста. Ну и, конечно, сделать фото на память», – резюмирует Лошманов.