Как изменится столичный транспорт к 2030 году
В городе появятся новые виды транспорта и станции метроМэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге представил программу развития транспортной системы столицы до 2030 г. Она состоит из шести частей. Собянин напомнил, что Москва – это динамично развивающийся мегаполис, население которого растет и через 6–7 лет в Московской агломерации будет проживать примерно 23 млн человек. Таким образом нагрузка на транспортную систему будет увеличиваться, что ставит перед городскими властями новые задачи.
Новый подвижной состав
Один из приоритетов – развитие рельсового каркаса – метро, МЦД и городского трамвая. До 2030 г. в Москве появятся три новые линии метро и 48 станций рельсового каркаса. К этому же сроку тактовое движение поездов планируется организовать на всем Центральном транспортном узле. Поезда, связывающие Москву с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходит до 6 раз чаще. Количество московских городских вокзалов вырастет до 125.
Также планируется реализовать проект ВСМ-1 «Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург», что позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут.
Будет продолжено обновление подвижного состава. Уже в этом году на линии метро выйдет состав новой серии «Москва-2024», а до 2030 г. планируется разработать новую модификацию поездов метро с элементами беспилотного управления. Вагоны будут оснащены USB-разъемами, зарядками, LCD-дисплеями. Отличительной чертой новых поездов станут обновленный дизайн и повышенный уровень комфорта для граждан, в том числе для маломобильных.
На Московских центральных диаметрах (МЦД) появятся обновленные поезда «Иволга 4.0». Это первый городской электропоезд с тремя дверями в промежуточных вагонах.
Транспорт будущего
Еще один приоритет развития транспортной системы Москвы – модернизация электробусов. По словам Собянина, данный вид транспорта в будущем получит увеличенный запас хода. Посадочных мест в электробусах станет больше, а управление будет развиваться также в сторону беспилотного.
«Планируем, что к 2030 г. современный и комфортный подвижной состав будет составлять 100% парка городских электробусов и трамваев, 100% поездов МЦД и 95% вагонов метро», – отметил Собянин в своем блоге.
Что касается электромобилей в целом, то сегодня они составляют лишь 0,2% от всего автопарка города. Но, согласно программе развития транспортной системы, эта цифра должна увеличиться до 7%. Для этого в Москве будет создана развитая сеть зарядных станций. К 2030 г. их будет около 30 000.
Большим событием для Москвы в прошлом году стало возрождение регулярного речного транспорта. И если сегодня в столице есть два маршрута по Москве-реке, то к 2030 г. их станет семь. Соответственно количество поездок тоже увеличится – с 3500 до 24 300. Сам речной флот столицы также будет обновляться. На смену дизельным судам придут электрические.
Городская мобильность
Современное такси и каршеринг уже стали отличительной чертой Москвы в последние годы. Их развитие продолжится и в ближайшем будущем. По словам столичного мэра, автопарк каршеринга вырастет с 33 000 до 40 000 единиц, а такси – с 70 000 до 80 000.
Использование средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как велосипеды и самокаты, будет упорядочено в целях безопасности пешеходов и курьеров. Таким образом количество поездок в сутки с использованием СИМ вырастет с 350 000 до 750 000 к 2030 г.
«В рамках проектов благоустройства сложившихся городских кварталов и строительства новых жилых и общественных комплексов особое внимание уделим улучшению пешей доступности транспортных объектов – станций рельсового каркаса и остановок НГПТ», – добавил Собянин.
Единое пространство
Миллионы пассажиров каждый день перемещаются в едином транспортном пространстве Москвы и Подмосковья. Четыре диаметра наземного метро обеспечивают бесшовную связь между столицей и Московской область с помощью единых тарифов и средств оплаты поездок, интеграции с метро и МЦК.
Как отметил Сергей Собянин, 140 км выделенных полос в Подмосковье позволили серьезно улучшить перевозки пассажиров на смежных маршрутах наземного транспорта. Целью на 2030 г. мэр Москвы назвал создание системы комфортного подвоза пассажиров к станциям рельсового каркаса. Планируется обустроить около 150 000 мест на парковках в Москве и области, чтобы автомобилисты могли бесплатно оставлять там свой транспорт и пересаживаться на метро и диаметры. Также Собянин пообещал распространять практику бесплатных пересадок с одного вида транспорта на другой.
В целом, система оплаты проезда будет модернизирована и в ней все чаще будут применяться технологии искусственного интеллекта. Речь идет, например, об оплате по биометрии. Однако нейросеть имеют куда больший масштаб применения. Уже было сказано о развитии беспилотного вождения. К этому прибавится динамическое перераспределение транспорта на отдельных маршрутах. Нейросети смогут оценивать ожидаемый пассажиропоток на конкретных участках. Цель – сократить время ожидания на остановках. То есть тот или иной вид транспорта будет подъезжать к пассажирам в зависимости от их запроса.
«Реализация нашей Транспортной программы сделает поездки еще быстрее, комфортнее и безопаснее. Улучшит экологию Москвы», – добавил Собянин.