Город в смартфоне: какие приложения облегчают жизнь в мегаполисе
В Москве цифровые услуги и сервисы помогают жителям решать многие бытовые вопросыГосударственные услуги во многих мегаполисах мира сегодня становятся цифровыми. В Сингапуре в рамках правительственной инициативы Smart Nation, по данным местных властей, 99% госуслуг доступны онлайн. Благодаря приложению DubaiNow жители крупнейшего города ОАЭ могут получить онлайн до 120 услуг, включая оплату дорожных штрафов, регистрацию автомобиля и ВНЖ. В Таллине, как и в целом в Эстонии, доступны услуги электронного голосования, когда в выборах и референдумах разного уровня можно поучаствовать через интернет.
В Москве цифровые услуги и сервисы помогают жителям решать вопросы, связанные с заботой о здоровье, образованием детей и бытовыми ситуациями. Сегодня, как заявил в мае этого года в своем блоге столичный градоначальник Сергей Собянин, 100% массовых социально значимых услуг переведено в электронный вид и доступно горожанам в любое время
Самые популярные приложения
Как рассказал представитель департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы «Ведомости. Городу», наиболее востребованы у горожан те онлайн-ресурсы, которые помогают решать вопросы в социально-бытовых сферах: управлении домом, заботе о здоровье, образовании и навигации по мегаполису. «Среди популярных приложений – «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы», которые позволяют в том числе передавать показания приборов учета и оплачивать коммунальные услуги. Также востребовано приложение «ЕМИАС. ИНФО», помогающее жителям заботиться о своем здоровье», – отметил собеседник.
В топ городских приложений также входят сервисы Московской электронной школы (МЭШ) для учеников, родителей и преподавателей («Дневник МЭШ», «Библиотека МЭШ», «Журнал МЭШ») и приложения экосистемы городского транспорта («Метро Москвы», «Московский транспорт» и «Тройка»).
Более 63,5 млн раз москвичи установили мобильные приложения города начиная с 2012 г., отметили в департаменте.
Бытовые и семейные вопросы
С бытовыми и семейными задачами помогают справляться ресурсы «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы». Благодаря им можно заплатить за коммуналку, погасить автомобильные штрафы. В этих приложениях передают показания счетчиков воды и электроэнергии, через них можно узнать расписание уроков у детей.
«Госуслуги Москвы» фактически флагман среди столичных мобильных приложений. Оно появилось в 2012 г. и сегодня незаменимо для жителя города – с помощью приложения можно записаться к врачу, пополнить «Тройку», записать домашнего питомца к ветеринару. Для молодых родителей в нем доступен сервис по заказу питания на молочной кухне. Приложение скачали более 10 млн раз, свидетельствуют данные ДИТа.
Приложение «Моя Москва» появилось позднее – оно стало доступным с 2019 г. Платформа позволяет пользоваться самыми востребованными сервисами портала mos.ru, а также быть в курсе городских событий, получать консультации операторов общегородского контакт-центра, помогать нуждающимся, делая пожертвования в проверенные благотворительные организации, планировать досуг и многое другое. Почти за пять лет своего существования пользователями «Моей Москвы», по данным ДИТа столицы, стали свыше 6,5 млн человек.
Еще одно полезное приложение «Электронный дом» – оно поможет как содержать и обслуживать жилье, так и общаться с соседями и управляющей организацией. Например, с его помощью можно проводить общие собрания собственников в онлайн-формате или подавать заявки на устранение неполадок в доме и во дворе. С 2020 г. «Электронный дом» установили более 1,5 млн горожан, сообщается на портале столичных властей.
Здоровье и документы
Записаться к врачу, на исследования и консультации москвичам помогает приложение «ЕМИАС.ИНФО». Кстати, в него можно добавить данные не только собственного полиса ОМС, но и своих близких, чтобы, например, с его помощью записать ребенка к педиатру. В сервисе также доступна электронная медицинская карта – в ней пациенты могут просматривать сведения о госпитализациях, приемах и назначениях, вакцинации и диспансеризации. Здесь же доступны результаты лабораторных и инструментальных исследований, а также выписанные рецепты и другая информация. Горожане скачали приложение более 8,3 млн раз, свидетельствуют данные ДИТа. Сегодня почти 5 млн москвичей пользуются медкартой в смартфоне в приложении «ЕМИАС.ИНФО», из них 1,3 млн человек просматривают медицинские сведения в сервисе ежемесячно.
В современном динамичном мире важно, чтобы актуальная информация всегда была под рукой. Облегчает эту задачу приложение «Мой id» – здесь можно посмотреть сведения своих документов и документов детей: паспорта, свидетельства о рождении, полиса ОМС, СНИЛС и др. Это не просто упрощает заполнение бланков и онлайн-форм, но также позволяет быстро делиться сведениями с доверенными лицами, например, для покупки билетов на самолет или поезд. Некоторые документы представлены в виде QR- и штрихкодов, которые москвичи могут использовать для получения городских услуг – например, брать книги в библиотеках Москвы по электронному читательскому билету. Цифровая версия СНИЛС упрощает получение госуслуг в центрах «Мои документы». «Мой id» – молодое приложение, но за год существования количество его пользователей превысило 85 000, рассказали «Ведомости. Городу» в ДИТе.
Транспорт и маршруты
Не сбиться с пути в Москве помогают приложения для планирования транспортных маршрутов. Самое популярное среди них – «Метро Москвы». По данным дептранса, его скачали более 14 млн раз. Оно охватывает не только подземку, но и Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры и дает возможность рассчитать время в пути, выбрать удобные станции для пересадки и пополнить баланс транспортной карты или купить абонемент и записать его на карту москвича. Для тех, кто ценит комфорт, в «Метро Москвы» можно узнать подробности о загруженности каждого вагона прибывающего поезда, чтобы заранее выбрать самый свободный для поездки. В приложении работают и другие уникальные функции – например, привязка карты москвича и банковской карты, подключение к сервису оплаты проезда по биометрии. Также в нем можно перенести баланс с одной «Тройки» на другую в случае потери.
Согласно данным портала мэра и правительства столицы, более 7,4 млн раз горожане скачали приложение «Московский транспорт». Оно позволяет построить маршрут передвижения на наземном транспорте, будь то такси, автомобиль каршеринга или самокат.
9 млн раз было установлено приложение «Парковки России», которое позволяет искать и оплачивать парковки для авто. Оно также работает и в Санкт-Петербурге.
Для детей, педагогов и родителей
Среди мобильных приложений МЭШ – единой образовательной платформы для детей, педагогов и родителей – наиболее востребованным стало «Дневник МЭШ». С 2019 г. приложение скачали более 3,8 млн раз, свидетельствуют данные ДИТа. Здесь можно посмотреть расписание уроков, внешкольных занятий, оценки, расписание, домашние задания и многое другое. Родители же благодаря мобильному дневнику всегда в курсе школьной жизни детей и могут с его помощью уведомить школу об отсутствии их ребенка на занятиях, оформить онлайн справки об обучении или заказать горячее питание.
Второе по популярности приложение в этом сегменте – «Библиотека МЭШ». Она открывает доступ к широкой коллекции образовательных материалов по предметам школьной программы: тестам, видеоурокам, интерактивным приложениям, сценариям уроков, электронным учебным пособиям и виртуальным лабораториям. Для учителей это источник образовательного контента для проведения увлекательных интерактивных уроков, который всегда под рукой. А школьники найдут здесь возможность повторить пройденное и подготовиться к урокам, проверочным работам или олимпиадам.
«Журнал МЭШ» разработан специально для учителей. Это приложение обеспечивает мобильный доступ к основным функциям электронного журнала прямо со смартфона: можно быстро зайти в сервис и выдать домашнее задание, поставить отметку, посмотреть расписание и многое другое. Это позволяет упростить работу педагогов и оптимизировать рабочие процессы.
Голос за удобство
Столичной системой электронного голосования впервые воспользовались на выборах в 2019 г. Разработчики этого программно-технического комплекса продолжают его совершенствовать и развивать – внедряются новые функции, которые делают выборный процесс удобнее и понятнее для пользователей. Особое внимание уделено вопросам безопасности системы. При разработке специалисты ДИТа Москвы заложили в основу системы блокчейн, рассказали «Ведомости. Городу» в ДИТе. Она хранит цифровые данные в виде цепочки взаимосвязанных блоков, защищая их от любых сторонних вмешательств. В блокчейн поступают голоса тех, кто делает выбор онлайн и при помощи терминала электронного голосования на избирательном участке. Технология делает невозможным их незаметное изменение, добавление или удаление.
Каждый голос москвича обезличивается анонимайзером. Затем кодируется специальными ключами шифрования. А чтобы лучше обеспечить тайну голосования, информация записывается в цепочку со случайной временной задержкой. К слову, вся система защищена резервными технологиями на случай возможного отключения электричества или разрыва сетевого соединения. На случай форс-мажора специалисты предусмотрели возможность ручного подсчета цифровых голосов. Параллельно с записью в блокчейн они распечатываются на специальных принтерах. «Перед каждыми выборами специалисты ДИТа Москвы прорабатывают возможные сценарии кибератак и способы реагирования на них», – разъяснили в департаменте «Ведомости. Городу».
Важным этапом подготовки системы к первому голосованию на выборах в 2019 г. стало несколько публичных тестирований. В роли избирателей в них принимали участие обычные москвичи. В 2021 г. специалисты адаптировали систему электронного голосования для программ, зачитывающих текст с экрана, чтобы сделать сервис доступнее для незрячих и слабовидящих.
С 2022 г. для участия в ДЭГе регистрироваться не нужно – появился электронный список избирателей. В нем учитываются все москвичи, которые могут отдать голос на выборах, вне зависимости от способа голосования. Список формируется на основании данных государственной автоматизированной системы «Выборы» и существует как реестр. Если в первые годы работы ДЭГа сделать выбор при помощи цифрового бюллетеня можно было только дистанционно – онлайн на mos.ru, то в 2023 г. к онлайн-голосованию добавился еще один способ электронного волеизъявления – на избирательных участках. В помещениях для голосования установили специальные терминалы. Отметим, что на платформе ДЭГа во время президентских выборов, согласно данным ЦИК, проголосовало 3,64 млн человек. Явка составила рекордные 94%.