Больше практики: как меняется профессиональное образование в Москве
Число бюджетных мест для СПО увеличилось до 40 000 в 2024 годуСовременный мир переосмысляет значение рабочих профессий. Практико-ориентированное образование и навыки, приобретенные в колледжах, становятся основой для успеха в различных областях. Одна из самых успешных систем СПО – в Германии, где можно освоить 330 профессий. Как правило, ученики работают во время получения образования, поэтому три–четыре дня в неделю проводят на предприятии, а один–два дня – в профессиональном учебном заведении. Этот метод получил название «дуальное профобучение».
Особое внимание к СПО – в странах БРИКС. Например, в Индии министерство образования и Национальный совет по развитию профессионального образования (NSDC) активно работают над увеличением числа учебных программ и улучшением качества обучения. Программа Skill India, начатая премьером Нарендрой Моди, направлена на повышение квалификации молодежи и взрослых через разнообразные курсы и тренинги, а также на создание новых возможностей для трудоустройства.
Российская столица следует этому тренду. Из-за роста востребованности программ СПО число бюджетных мест для девятиклассников в 2024 г. было увеличено на 10 000 до 40 000, отмечают в комплексе социального развития столицы. Получить профессиональное образование можно в 10 отраслях: промышленность, креативная индустрия, строительство, безопасность и право, финансы и торговля, здравоохранение, IT, транспорт, гостеприимство, образование и социальная сфера.
СПО выбирают чаще
В 2024 г. число девятиклассников, желающих поступить в московские колледжи, выросло в 2,5 раза по сравнению с минувшим годом, сообщила в июле на портале mos.ru заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Она отметила, что программы СПО в городе становятся более привлекательными для молодежи. «За три недели абитуриенты подали уже более 65 000 заявлений», – сказала Ракова.
Большой популярностью пользуются специальности в IT-секторе – абитуриенты выбирают такие направления, как информационные системы и программирование, обеспечение информационной безопасности, системное администрирование. В креативной индустрии востребованы графический дизайн, кино- и телепроизводство, создание костюмов, а в промышленности – мехатроника и робототехника.
Приемная кампания в столичных колледжах продолжается – заявления можно подать до 15 августа, в случае предусмотренных дополнительных испытаний, например творческого экзамена для поступления в музыкальный колледж, – до 10 августа. Сделать это можно как дистанционно (через портал mos.ru), так и офлайн, непосредственно в образовательном учреждении. Желающим поступить одновременно доступны для подачи заявлений пять городских колледжей и три программы в каждом из них.
Отметим, что в Московской электронной школе, которая представляет собой единую образовательную экосистему для педагогов, учеников и родителей, появились результаты профориентационного тестирования и персональные рекомендации по выбору профессии и колледжа от карьерных наставников центра «Профессии будущего». Они доступны в сервисе «Портфолио учащегося» вместе с другой информацией о профессиональных достижениях ребят: об участии в мероприятиях профессионального мастерства, о полученных наградах, прохождении профессионального обучения и др. «Благодаря этому девятиклассники и их родители видят онлайн перечень специальностей и топ-3 колледжей, рекомендованных экспертами, что позволяет сделать осознанный выбор», – отметила Ракова.
Программа профориентации, запущенная в уникальном центре кадровых сервисов «Профессии будущего», начала действовать в конце прошлого года. Школьники проходили бесплатное тестирование, определяли свои сильные стороны, сферы интересов и подбирали специальность. Программой, которую запустили в конце прошлого года, воспользовалось 60 000 учеников, свидетельствуют данные комплекса социального развития Москвы.
Как поспевать за изменениями
Выстроить новый образовательный процесс в мире постоянно развивающихся технологий – серьезный вызов перед экспертным сообществом. В России центром знаний, который проводит международные исследования и отслеживает все тренды в образовании, является Московская школа управления «Сколково». Программа «Шаг развития школы» помогает формировать команды трансформации как школам, так и колледжам. Сообщество выпускников программы вместе с коллегами из стран БРИКС постепенно формирует новый стандарт современного среднего и среднего профессионального образования.
Согласно материалам конференции #ВДЕЛЕ, которая прошла при поддержке «Сколково» в мае 2024 г., в России выделяются несколько перспективных сфер деятельности. В первую очередь – биотехнологии. К основным направлениям здесь относятся масштабирование биоинженерного подхода, восстановление и очистка природной среды, диагностика заболеваний на генетическом уровне, регенеративная медицина. Второй перспективной сферой стали космические технологии, где основные направления – спутниковые технологии, орбитальная астрономия, биологические аспекты космических полетов, промышленное производство на орбите. На третьем месте – искусственный интеллект (ИИ), где доминируют создание специализированных моделей ИИ, автоматизация задач кибербезопасности, этичный ИИ.
«Все эти направления требуют развития не только технических и научных знаний, но и междисциплинарного подхода, критического мышления и навыков работы в команде», – подчеркнул в беседе с «Ведомости. Городом» руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Даниил Добрынченко. Он также отметил еще несколько важных, на его взгляд, трендов. Как считает эксперт, все перспективные модели школьного образования, к которым стремятся развитые и развивающиеся страны, имеют одну общую особенность – практикоориентированность. Также традиционная модель школа – вуз, по словам Добрынченко, уже не соответствует требованиям современного рынка труда. «Гибкие образовательные траектории, такие как школа – колледж и школа – колледж – вуз, позволяют учащимся получить профессиональные навыки на раннем этапе и быстрее адаптироваться к требованиям рынка труда. Например, по данным министерства образования Китая, количество учащихся в средних профессиональных организациях выросло с 8,5 млн до 16,5 млн за последние 10 лет», – отметил эксперт.
Современные школы и колледжи все больше сближаются, считает Добрынченко. И пример тому – Москва, где старшеклассники могут пройти бесплатное обучение в ряде колледжей и одновременно с аттестатом получить свидетельство о профессии рабочего или должности служащего с присвоением разряда.
Что предлагает столица
Особое внимание в Москве уделяется инфраструктуре СПО. 18 июля этого года стало известно о решении мэра Москвы Сергея Собянина реконструировать корпуса двух столичных учебных учреждений – Московского колледжа управления и Московского технологического колледжа. В зданиях будут проведены строительно-монтажные работы на площади 40 000 кв. м, сказано в блоге столичного градоначальника. Все работы будут проведены в период с 2025 до 2028 г., отметил Собянин.
Ранее, в начале июня, стало известно о строительстве шести новых колледжей в столице. Будут созданы новые образовательные кластеры в особых экономических зонах, где размещается реальное производство. До конца года в индустриальном парке «Руднево» заработает специализированная площадка, где 1500 учащихся смогут оттачивать мастерство в области машиностроения, электротехники, эксплуатации управления беспилотными летательными аппаратами и затем смогут непосредственно работать на этом же производстве, рассказала Ракова.
В два с половиной раза
выросло число девятиклассников, желающих поступить в московские колледжи
Расширяется и число работодателей – партнеров программ СПО. По данным депобразования Москвы, только в этом году добавилось более 200. Один из главных – автозавод «Москвич». На предприятии проходят стажировку преподаватели и мастера, повышая квалификацию, учащиеся посещают учебный центр организации и практикуются на мастер-классах. Среди новых партнеров – крупные промышленные предприятия, заводы, гастрономические холдинги, IT-компании, профессиональные ассоциации и сообщества. В том числе отечественный производитель микроэлектроники «Микрон», «Автокластер 90/21», «Донстрой» и др.
Столичные колледжи будут работать с учетом запросов работодателей, заявлял в апреле этого года Собянин. «После нескольких десятилетий забвения среднее профессиональное образование переживает настоящий ренессанс. Экономика предъявляет практически неограниченный спрос на специалистов десятков разных профессий. И наша задача – максимально удовлетворить этот спрос», – отмечал мэр в своем блоге.
Для того чтобы школьникам было проще определиться с будущей профессией, столичные власти обновили в этом году интерактивный информационный сервис – «Атлас профессий колледжей». Он доступен на портале «Школа. Москва» и представляет собой перечень актуальных специальностей, подробные сведения об образовательных организациях и о поступлении. Здесь доступны сведения о партнерах-работодателях, вакансиях, заработных платах, видеоролики об отраслях.
Кроме того, проводятся и офлайн-мероприятия как для опытных, так и для начинающих специалистов, где можно узнать обо всех карьерных возможностях в городе. Одно из них – организованный центром «Профессии будущего» фестиваль трудоустройства «С места в карьеру», который прошел 18 июля. Более 20 работодателей, в числе которых ОАО «РЖД», Москомспорт, Московский метрополитен, представили свыше 2000 актуальных вакансий в различных сферах. Всего же в базе вакансий города более 500 000 предложений, 85% из которых не требуют высшего образования.