Дома с причудами: маски зайцев и золотые арки — где погулять среди новостроек
Не первый год застройщики придумывают новые формы, чтобы привлечь покупателейДом-ухо на Ходынке, дом-улитка на Мосфильмовской, дом-яйцо на улице Машкова – уже не первый год застройщики придумывают новые формы, чтобы привлечь покупателей. «Есть четкая зависимость между спросом на проект и качественной архитектурой. Особенно это сильно проявляется, когда объект уже построен», – отмечает руководитель архитектурного департамента компании Asterus Константин Авксентьев.
Перенимается зарубежный опыт, заново освоены конструктивизм и минимализм. «Этот стиль важен для ЖК комфорт-класса, так как строгость условно повысит статус жилья; для бизнес-класса, потому что он не должен потеснить эффектным внешним видом премиум-класс», – говорит управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «Бест-Новостроя» Ирина Доброхотова.
Новые технологии добавляют смелости архитекторам. Строящиеся дома в жилом комплексе ÁLIA (в переводе с латыни «иной») в районе стадиона «Открытие Арена» на берегу Москвы-реки могут быть разного цвета в течение дня. Утром – песочного цвета, а если пройти там после полудня, то можно увидеть уже коричневые дома, которые к вечеру станут винно-красного или серого оттенка. Такую концепцию разработало американское архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill, известное как проектировщик небоскребов.
Дома заколосились
Золотистые колосья высотой почти 9 м – такие шпили украшают крыши трех корпусов ЖК Spires рядом с Кутузовским проспектом. Изображения колосьев есть и на самих зданиях. Другая архитектурная изюминка проекта – на террасах пентхаусов под самой крышей здания: на город смотрят с высоты парные горгульи.
Предыдущему «дому с колосьями» в Москве пошло второе столетие. В конце XIX в. на Покровке появился доходный дом Федора Рахманова. Это было одно из первых зданий в стиле московского модерна с крупными колосьями на уровне второго этажа. Такой орнамент появился неслучайно: Рахманов был крупным хлеботорговцем. Последние этажи его дома по-прежнему жилые.
Ты узнаешь его из тысячи
Некоторые дома в ЖК «Зиларт» еще не готовы к заселению, но увидеть их можно уже сейчас. В доме №11 будет 22-метровая арка в 6 этажей. По задумке архитекторов, жильцам будет достаточно сказать: «Я живу в доме с золотой аркой» – и все сразу поймут, о чем речь.
Дом №15 можно будет узнать по скульптурам голубей высотой почти два метра, которые «поселятся» на крыше здания, дом №12 – по маскам керамических зайцев.
Одним из самых «заселенных» животными зданий в Москве остается дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, которому больше ста лет. На его фасаде – целый каменный зверинец: химеры, летучие мыши, львы, саламандры, ястребы, пеликаны. Известен этот дом еще и тем, что здесь в 20-х годах прошлого века работал Михаил Булгаков. Дом был элитным: воздух, который подавался в здание вентиляционной системой, предварительно очищался и даже подогревался, а вода поступала сюда из артезианской скважины. К окончанию строительства в 1902 г. даже выпустили памятные открытки.
ЖК «Композиция №24» в районе Шаболовки привлекает необычным цветовым решением. Три дома объединены одним цокольным этажом и красной крышей, а отделка сделана из черного глянцевого и золотого кирпича. А еще в каждом из трех домов комплекса всего 8 этажей, что уже редкость для новой застройки столицы.
Если смотреть на ЖК Vander Park в Кунцево, разработанный голландским бюро de Architekten Cie издалека, то создается ощущение, что одно здание состоит из нескольких отдельных домов. Такой зрительный эффект дают «сдвижки» по горизонтали: в комплексе восемь различающихся по цвету корпусов-башен от 4 до 26 этажей, объединенных стилобатной частью.
Архитектура выбора
Конечно, платить за экстравагантность придется больше. По словам Авксентьева, влияние архитектуры на стоимость жилья сложно оценить в абсолютных цифрах. «Нетиповые решения ведут к дополнительным затратам на материалы, технологии, даже на квалифицированную рабочую силу: чем сложнее стоит задача, тем меньше подрядчиков готовы за нее взяться», – объясняет управляющий партнер RRG Денис Колокольников. Также не стоит забывать, что наиболее экономически выгодное использование пространства – это «прямоугольные коробочки», любое изменение формы ведет к тому, что квадратных метров на участке становится меньше, а это тоже приводит к повышению стоимости жилья, добавляет эксперт.
«Обычно затраты на проектирование занимают 1–4% от общей себестоимости строительства здания. В случае особо сложных проектов доходят до 10%. Рост затрат на проектирование потом «зашивается» в стоимость жилья, – подтверждает Ирина Доброхотова. – И в одном случае на тысячу задумывается постройка, призванная стать новой достопримечательностью города».
Внешний облик дома и планировка квартиры – одни из самых важных факторов, влияющих на решение о покупке при выборе жилья, говорит она. Возможно, раньше неизбалованный покупатель смотрел только на местоположение дома, а теперь его запросы выше.
По словам руководителя архитектурного бюро Basis Ивана Охапкина, «хорошая архитектура, внешняя оболочка становятся все важнее, особенно для более молодого поколения». «Люди представляют себя в архитектуре дома, квартиры – и понимают, что деньги играют меньшую роль, чем ощущение «я хочу!». Без этого «я хочу!» не будет эмоциональной покупки и радости от приобретения», – уверен Охапкин.