Из местной диковинки в топ-3 в России: кто продвигает якутское кино
Почва для кинофеномена начала формироваться около 30 лет назадЕще 10 лет назад о существовании якутского кино за пределами республики Саха практически никто не знал. Сегодня Якутия занимает третье место по объему кинопроизводства после Москвы и Петербурга.
Устройство киноиндустрии в республике
Фильмы производства республики Саха стали прорываться на российские фестивали в начале 2010-х гг., а кинокритики робко заговорили о феномене «якутского кино». Во второй половине десятилетия последовали успехи: фильм Татьяны Эверстовой «Его дочь» в 2016 г. стал триумфатором фестиваля «Окно в Европу» в Выборге, а два года спустя «Царь-птица» Эдуарда Новикова завоевала гран-при ММКФ. Кульминационным стал 2020 г. – синхронная победа якутских фильмов на двух главных российских фестивалях, «Пугала» Дмитрия Давыдова на «Кинотавре» и «Черного снега» Степана Бурнашева на «Окне в Европу». После покорения главных российских фестивалей не заставил себя ждать и выход на международную арену. В прошлом году фильм «Нуучча» режиссера-дебютанта Владимира Мункуева был удостоен «Хрустального глобуса» в Карловых Варах, а альманах «Ыт», снятый Давыдовым и Бурнашевым, — специального приза в Варшаве.
Сегодня разговоры о феномене якутского кино стали повсеместными, а его успехи уже не удивляют. Но как экзотической диковинке удалось взлететь и прочно занять свою нишу в российской киноиндустрии? Здесь можно выделить три слагаемых успеха: планомерная поддержка кинематографа государственными органами, интенсивное и относительно дешевое производство, а также опора на богатую этно-культурную традицию, которая препятствует растворению в унифицированном кинопотоке.
В других регионах даже удачные фильмы по большей части ориентировались на столичные образцы, якуты же пошли своим путем. Они видели кинематографию как средство развития и сохранения самостоятельной культурной традиции, опирающейся на эпос Олонхо, и неслучайно начали с экранизации народных легенд. Во многом отсюда, из фольклорной основы, и магический реализм, ставший фирменной приметой якутских фильмов. Своеобразие и культурная автономность якутского кино также способствовали ажиотажу среди критиков, не находивших аналогов в советском и российском кино.
Помимо особенного, мифологического «почерка» национальных картин большую роль во взлете местных фильмов в первую очередь сыграло само устройство киноиндустрии в республике.
По мировым меркам якутская кинематография довольно молода, она зародилась около тридцати лет назад, в самое неподходящее для киноиндустрии время. Тогда по всей стране региональные киностудии закрывались, перепрофилировались или простаивали. Парадоксальным образом, когда государство оставляло кино на произвол свободного рынка, в Якутии, напротив, местная власть увидела в кинематографе дело государственной важности. В 1992 г. президентом республики был издан указ о создании национальной кинокомпании «Сахафильм». В том же указе было постановлено включить в госзаказ создание картины «Срединный мир» об обычаях и традициях народа саха, которая стала первым якутским полнометражным фильмом. Киностудия была создана на базе творческого объединения «Северфильм», основанного в 1990 г. Алексеем Романовым.
Когда говорят о «якутском чуде» и самобытной кинематографии, которая возникла «из ниоткуда», часто забывают о том, что после основания студии «Сахафильм», в начале 1990-х гг., студенты из Якутии отправлялись в столичные киновузы за счет бюджета республики, а по возвращении начинали работу в национальном кино. Таким образом, обеспечивался приток хороших кадров, получивших образование во ВГИКе и других профильных вузах.
С самого основания студии «Сахафильм» кино в республике стали снимать на якутском языке — это часть официальной политики по развитию и сохранению традиционной культуры коренных народов. Студия выполняла госзаказ на съемки этнографических, историко-патриотических фильмов, экранизации классиков национальной литературы.
Первым масштабным проектом, о котором узнали и за пределами Якутии, стал фильм «Тайна Чингис Хаана», режиссером которого выступил на тот момент министр культуры республики Андрей Борисов. Бюджет в $10 млн был неслыханным для якутского кинематографа, а съемки проходили не только внутри республики, но и в Монголии, Бурятии, на Алтае и в пустыне Гоби. Фильм не имел ожидаемого успеха и не окупился, но проект дал еще один толчок развитию национального кино. Провинциальные кинематографисты получили опыт работы на по-настоящему крупном проекте, а студия для съемок была оснащена по последнему слову техники. Кстати, оборудование и костюмы, приобретенные для «Чингис Хаана», используются и по сей день.
Независимое кино
Параллельно с официальным кинематографом в 2010-х гг. начало развиваться и независимое якутское кино. В первую очередь появление режиссеров-самоучек связано с началом эпохи цифровой техники, делающей кинопроизводство доступным практически каждому. Именно благодаря непрофессиональным режиссерам о якутском кино заговорили и в России, и за ее пределами. При этом молодые первопроходцы зачастую делали фильмы с минимальными бюджетами и за свой счет. Так, обладатель многочисленных наград Дмитрий Давыдов (картины «Пугало», «Нет бога кроме меня», «Костер на ветру») работал учителем в школе и снимал кино во время каникул. На съемки своего дебюта он взял несколько кредитов. Затраты не окупились в прокате, зато фестивальная судьба «Костра на ветру» оказалась более чем успешной и следующий фильм Давыдов снимал уже с поддержкой студии и с финансовыми вложениями продюсеров.
Обладатель главного приза фестиваля «Окно в Европу» Степан Бурнашев тоже не имеет специального образования. Он учился на экономиста, работал сисадмином и первый любительский фильм снял за 50 000 руб. Сейчас за его плечами 11 полнометражных фильмов самых разных жанров — ужасы, триллер, мелодрама и даже первый в Якутии зомби-хоррор. Степан выступает и сценаристом, и продюсером, и каскадером. Вдохновившись фестивальным успехом «Черного снега», он самостоятельно занялся прокатом фильма по России, его рекламой и организацией спецпоказов.
Наряду с независимыми режиссерами появилась и целая плеяда независимых продюсеров. Выход кино за пределы республики во многом их заслуга. Марианна Сиэгэн, основательница кинокомпании ART Doydu, начала свою работу в кино в 2011 г. Именно ее усилиями якутский фильм впервые вышел в федеральный прокат. В 2016 г. детектив Костаса Марсана «Мой убийца» стал самым высокобюджетным авторским якутским фильмом (5 млн руб. — невиданная на тот момент сумма для якутского кинематографа). Основной бюджет фильма составили спонсорские деньги, полученные за продакт-плейсмент в фильме — например, главный герой ездит на автомобиле «УАЗ Патриот». Помимо российского проката, Сиэгэн активно занималась продвижением фильма на фестивалях и зарубежных кинорынках, благодаря чему он доступен на Amazon Prime и других мировых платформах.
Активным продвижением якутского кино за пределами республики также занималась продюсер Сардана Саввина. Благодаря ее усилиям в 2017 г. на Пусанском международном кинофестивале была представлена программа «Саха кино: Мир магической природы и мифов» из 12 якутских фильмов, а на Берлинском кинофестивале в секции Native в том же 2017 г. были показаны сразу три якутских картины. Усилия Саввиной были оценены правительством республики, и в 2021 г. она была назначена директором киностудии «Сахафильм», сменив на посту Дмитрия Шадрина.
Вдохновленное успехами местного кинематографа правительство республики снова взялось активно поддерживать кинопроцесс. Второй год подряд выделяется субсидия в 30 млн руб. на поддержку национального кинематографа, а в 2021 г. финансирование по результатам отбора получили 8 картин. В будущем году размер субсидии планируется увеличить до 80 млн руб. Смешные деньги в масштабах Фонда кино, но для привыкших снимать фильмы за пару миллионов рублей якутов подспорье довольно серьезное. Помимо финансирования и производства фильмов одним из направлений господдержки является их продвижение на российских и международных фестивалях и кинорынках. Например, грант на поддержку получил совместный проект Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова «Ыт», впоследствии взявший приз на Варшавском международном кинофестивале.
Параллельно госфинансированию в Якутии появляются и частные фонды: в 2019 г. объединение частных IT-компаний Sinet Team основали фонд поддержки якутского кино «Синет Сахавуд». В частности, «Синет» выделил 1 млн руб. на производство «Пугала» Дмитрия Давыдова (общий бюджет фильма 1,5 млн руб.). В 2021 г. поддержку получили 11 фильмов на общую сумму около 12 млн руб.
Сейчас Якутия занимает третье место по объему кинопроизводства после Москвы и Петербурга — в республике снимается от 10 до 20 фильмов в год. В локальном прокате якутское кино традиционно обгоняет как российские, так и западные ленты. Параллельно с поддержкой кинопроизводства идет активная работа и над расширением кинотеатральной сети. В советское время Якутия была лидером кинофикации: киноустановки были даже в самых отдаленных поселках. С распадом Союза все это сошло на нет. В 2010 г. в республике работало 4 кинотеатра, но к 2021 г. их стало уже 42. АНО «Якутская республиканская киносеть» ставит своей задачей открыть кинотеатр в каждом улусе (районе), большую поддержку в этом оказывает грантовая система Фонда Кино, благодаря которой на открытие каждого районного кинотеатра можно получить до 5 млн руб. Благодаря увеличению числа кинотеатров растут и прокатные сборы: несмотря на пандемию, 2021 г. стал рекордным — национальные фильмы собрали на 12 млн руб. больше, чем в доковидном 2019 г.
В 2022 г. в Якутске запланировано открытие масштабного креативного кластера «Квартал труда», на создание которого выделено более 400 млн руб. из федерального бюджета. На кластер будет распространяться режим территории опережающего развития (ТОР), что означает льготные налоговые условия и упрощение административных процедур для резидентов кластера. Кинопроизводство будет одним из ключевых направлений проекта, так что можно ожидать еще более активного развития якутского кинематографа.