«Изобретая Анну»: сериал Netflix о русской эмигрантке, обманувшей нью-йоркскую элиту
Netflix выпустил сериал о 25-летней эмигрантке, которая «развела» финансовых шишек Нью-Йорка, но не выдержала женской дружбы«Эта история абсолютно правдива. Не считая тех частей, которые выдуманы». Это предупреждение появляется в начале каждой из девяти серий увлекательной истории 25-летней эмигрантки Анны Сорокиной, которую весь Манхэттен знал как Анну Делви. Создатели сериала кропотливо воссоздали историю взлета и падения, которая действительно произошла в Нью-Йорке в 2017 г. Тогда череда случайных обстоятельств привела к неожиданному разоблачению светской тусовщицы и мнимой богатой наследницы Анны Делви – оказалось, что несколько лет в высших кругах Нью-Йорка принимали за свою, проводили с ней время, снабжали деньгами бедную русскую эмигрантку Анну Сорокину. Ее отец работал в Германии водителем-дальнобойщиком и чинил холодильники, а мать была домохозяйкой. В 2007 г. семья Анны эмигрировала в Германию из города Домодедово в Московской области. А уже оттуда в 2013 г. девушка перебралась в Нью-Йорк. Представители высшего общества, нью-йоркская элита, богатейшие финансисты считали ее наследницей баснословного состояния. Это и детектив, и социальная драма, и психологический триллер, исследующий глубокий раскол современности на мир богатых и реальность простых людей.
Не Робин Гуд
От серии к серии создатели «Изобретая Анну» раскрывают причины того, что невероятная история вообще оказалась возможной в реальности. И приходят к парадоксальному выводу – Анна никогда не попала бы в тюрьму, если бы ее мошенничество касалось только богачей. Если уж быть Робин Гудом – придется твердо соблюдать его правило «Воруй у богатых». Никто из высшего общества, чей кошелек изрядно опустошила девушка, на чьи кредитки Анна без спроса покупала себе одежду и вещи, кто возил ее за свой счет в путешествия – так и не подал в процессе суда жалобу на мошенницу. В кругах бомонда не принято, чтобы твое имя полоскали в прессе или связывали со скандалами.
Одной из главных обвинительниц героини стала – и в сериале, и в реальном суде – ее совсем небогатая подруга. Анна пригласила ее в путешествие, и не смогла оплатить дорогой отель. Тогда подруга оставила в залог отелю свою рабочую кредитную карту – в уверенности, что богатая покровительница все вернет – и с нее списали все деньги. Также обвинителями Анны выступили банки, выдававшие ей ссуды, и отели, где она месяцами жила, не оплачивая счет.
Журналистское расследование
Сценарий сериала построен на реальном журналистском расследовании автора New York Magazine Джессики Преслер. Чтобы написать сенсационную статью, она несколько месяцев исследовала историю фальшивой наследницы, добилась у сидящей в заключении Анны эксклюзивного интервью, нашла участников и свидетелей событий, собрала факты и документы. Ее журналистское расследование экранизируют не в первый раз. Еще в 2019 году на основе другого документального материала Преслер – расследования «Реванш стриптизерш» о том, как танцовщицы обворовывали богатых клиентов – в Голливуде сняли комедийную драму «Стриптизерши» с Дженнифер Лопес в одной из главных ролей.
Все линии сюжета в «Изобретая Анну» разворачиваются перед нами через оптику журналистки. Вместе с ней мы находим людей, доказательства, и разделяем не всегда верные выводы.
Прототип Джессики Преслер сыграла актриса Анна Кламски, известная по роли блондинки-помощницы в сериале «Вице-президент». Здесь она появляется в образе простой американки – не слишком молодая и привлекательная, неудачливая в карьере, ненакрашенная, простоватая, беременная. Рядом с героиней статьи – холодной, стильной, хитрой социопаткой, которую журналистка должна уговорить на откровенное интервью, – они составляют причудливо контрастную пару.
Социальная сила
На передний план в сериале выходят женщины – как явление, социальная сила и набор штампов. На протяжении всех эпизодов звучит мысль, что Анна попала в тюрьму только из-за того, что она женщина, ведь мужчинам сходят с рук и более изощренные финансовые преступления. «Мужики, разорившие банки, не получили такого срока», – повторяют герои сериала.
Рефлексия на тему прав женщин, их места в мире отображена в каждом сюжетном повороте. Железная леди – помощница прокурора – трепещет перед своим начальником. Один из известнейших финансистов Нью-Йорка начинает помогать Анне только из-за того, что накануне его дочь жалуется, как сложно молодой женщине делать карьеру в сексистском мире. Молодой банкир обещает кредит и по-хозяйски хватает Анну ниже талии. Все эти мужчины платят за свою беспечность, потому что самоуверенно не могут допустить, что 25-летняя пигалица водит их за нос.
Сплошные стереотипы
Журналистское расследование подходит к концу в седьмой серии. Репортер получает сенсационную статью, а мошенница – долгожданную известность. И вдруг сюжет делает неожиданный и непоследовательный поворот. Журналистка начинает сомневаться – вдруг в ее статье ошибка, и она не до конца поняла, кто такая Анна Сорокина? Вдруг девушка никого не обманывала, и ее отец действительно законспирированный олигарх? Репортер едет в Германию, отыскивает родителей Анны – русских эмигрантов, находит школу, где училась будущая светская львица. И тут начинается удивительная для прежде мастерски сделанного материала «клюква» – набор гипертрофированных и пошлых штампов о загадочных русских. Современная Германия представляется американским кинопроизводителям как бедная перестроечная российская провинция, кишащая бандитами и советскими эмигрантами, которые общаются внутри семьи на кошмарном английском, а когда переходят на русский, вообще невозможно ничего понять.
Зритель спокоен
Эффектный психологический детектив (если забыть про странную восьмую серию) «Изобретая Анну» дает возможность поразмыслить – отчего героиня Анны Сорокиной так невероятно раздражает зрителя. Его симпатии вовсе не на стороне умной юной интриганки в одиночку построившей невероятно сложную схему обмана сильных мира сего. Зрителю гораздо больше нравится неловкая и наивная журналистка в нестильной одежде для беременных. Как будто намеренно выводя окружающих из себя, Анна постоянно повторяет: «Я гений», подчеркивая, что действительно – не только в сериальном мире, но и в реальности – легко обманула небожителей, тех, кто обитает на вершине пирамиды благосостояния, и не дрогнув вошла в мир, куда ей путь был настрого закрыт по рождению. В последней серии Анне выносят приговор, и зритель чувствует невольное удовлетворение.