Профессиональное заболевание: как трудоголизм вредит сотрудникам и компании
«Ведомости. Город» разобрался, как неконтролируемая страсть к работе приводит к выгоранию и проблемам с психикойСегодня много работающий человек, как правило, вызывает восхищение и уважение в обществе. О таких людях мы часто слышим: «Работяга, трудяга». И почти никогда эти слова не используются в негативной коннотации. Хотя в международной классификации болезней (МКБ) и американском классификаторе по психическим расстройствам (DSM-5) диагноза «трудоголизм» нет, в психологии феномен трудоголизма существует, и он тесно связан с понятием «зависимость». Фактически трудоголизм является социально приемлемой (и часто даже желательной) формой зависимости, что существенно осложняет осознание трудоголиком своих проблем и препятствует нормализации его жизнедеятельности: к тем же химическим зависимостям и ряду нехимических зависимостей вроде игромании или клептомании общество относится отрицательно, а вот к трудоголизму, к сожалению, нет. Например, согласно опросу портала SuperJob, проведенному в 2021 г., каждый третий менеджер по персоналу из 500 опрошенных (32%) считает, что сотрудники должны быть трудоголиками. Подавляющее большинство респондентов (64%) из 1600 опрошенных экономически активных россиян из разных округов страны сообщили, что не считают трудоголизм болезнью.
Понятие «трудоголизм» появилось в 1971 г. благодаря психологу Уэйну Эдварду Оутсу, который определил его как сильную неконтролируемую страсть беспрерывно работать. Эта страсть отличается от обычного трудолюбия или высокой вовлеченности и любви к своему делу. Как и любая другая форма зависимости, будь то алкогольная или игровая, трудоголизм характеризуется тягой, или навязчивой потребностью. Только в случае с трудоголизмом речь идет о тяге поработать, а не выпить или сыграть в игру. Трудоголику сложно контролировать свое желание потрудиться еще, даже если он осознает, что какой-либо реальной необходимости в переработке сейчас нет. Это жгучая внутренняя потребность, не удовлетворяя которую трудоголик может испытывать целый набор неприятных состояний и ощущений: ажитацию, тревогу, раздражительность, вину, резкую и хаотичную смену настроений и проч. При этом от работы трудоголик со стажем может уже и не испытывать былого прилива удовольствия, но труд может помогать просто не чувствовать себя плохо. Ведь по-другому вернуть себе состояние комфорта у него часто не получается.
Такое поведение имеет последствия. Во-первых, от чрезмерной концентрации на работе страдает сам трудоголик: в своем неистовом желании работать он легко может дойти до состояния истощения (причем не только психического, но и физического) и свалиться в эмоциональное выгорание, которое с 2019 г. Всемирная организация здравоохранения официально включила в 11-й пересмотр МКБ. Его социальная жизнь нередко оказывается обедненной в силу того, что у трудоголика просто нет достаточного времени и сил на поддержание социальных связей. В результате он недополучает эмоциональную поддержку и серьезно увеличивает уязвимость к факторам стресса.
Во-вторых, от образа жизни, который ведет трудоголик, могут страдать его родные и близкие. Вопросы семьи и совместного времяпрепровождения с ее членами часто рассматриваются трудоголиками как второстепенные и малозначимые, отвлекающие от действительно важных дел. А это может приводить к нарушению коммуникации и эмоциональных связей внутри семьи, что увеличивает риски ее распада. Например, группа американских ученых из Университета Северной Каролины еще в 2001 г. установила, что у трудоголиков возникает гораздо больше семейных проблем, чем у тех, кто трудится умеренно. В их опросе участвовали не сами трудоголики, а их супруги, и они отмечали, что их партнеры гораздо больше отчуждены от семьи, а также испытывают меньше положительных эмоций.
В-третьих, от подхода к работе трудоголика могут страдать его коллеги и подчиненные, а также организация в целом. Трудоголики испытывают серьезные трудности с делегированием – им сложно кому-либо доверить выполнение задач, что приводит к неравномерному распределению нагрузки, а также создает слишком высокие стандарты эффективности. Это может негативно сказываться на общем процессе работы. Подчиненные же трудоголиков часто вынуждены перерабатывать вместе с ним или же сталкиваются с критикой и завышенными ожиданиями такого руководителя, что может приводить к состоянию деморализации. Кроме того, для трудоголика сам процесс работы имеет гораздо большую ценность, чем конечный результат.
Почему же одним людям удается устанавливать здоровые отношения с работой, а другим нет? Однозначного ответа, почему человек становится трудоголиком, здесь быть не может. Но почти всегда можно говорить о некотором психологическом неблагополучии – в прошлом или настоящем. К трудоголизму больше склонны люди с заниженной самооценкой и перфекционисты. Также риски выше у тех, чье детство прошло в дисфункциональной семье, где была инверсия ролей, в результате которой ребенку приходилось брать на себя несоразмерную ответственность и, по сути, становиться родителем для своих родителей. А также в семье, где был опыт отвержения и холодного отношения со стороны близких взрослых либо диктовались условия ценности личности ребенка и одобрение можно было получить только при их выполнении. Влиять может и образ жизни родителей-трудоголиков, чья модель поведения может становиться неосознаваемым образцом и интериоризируется человеком без критического анализа. Причина трудоголизма или их совокупность могут варьироваться. Для разрешения проблемы трудоголизма в каждом случае придется разбираться индивидуально, оценивая как текущее положение дел, так и историю жизни трудоголика в целом.