Читайте также
Три европейца рассказали, почему остались в Москве
Под крылом наставника: как бизнесмену найти себе ментора в Москве
Актер Вячеслав Чепурченко: «Я вытащил счастливый билет»

Профессиональные погорельцы. Как вовремя заметить и предотвратить выгорание

19% московских работников заставляют себя ходить на работу
Freepik
Freepik

19% московских работников испытывают апатию, отсутствие сил, и с трудом заставляют ходить себя на работу. Столичные сотрудники рассказали «Ведомости. Городу», как смогли преодолеть профессиональное выгорание, а эксперты дали рекомендации, как не вернуться в это состояние снова.

Если сотрудники так и не смогли отдохнуть и восстановить силы за долгие зимние праздники, то, возможно, они столкнулись с профессиональным выгоранием, считают опрошенные «Ведомости. Городом» психологи и карьерные консультанты. Согласно опросу Online Market Intelligence (OMI), это состояние сейчас испытывают 19% московских работников, еще 39% респондентов сталкивались с профессиональным выгоранием ранее. В исследовании приняли участие 2486 москвичей от 18 лет – пользователи интернета, из них 1729 человек трудятся в офисе или на производстве. Ответы последних и были учтены в опросе.

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается из-за хронического стресса на работе. Он ведет к эмоциональному, умственному и физическому истощению. По словам психолога и карьерного консультанта Анны Мухиной, с недугом можно столкнуться в любое время года, но зимой и в начале марта даже эмоционально стабильный сотрудник может испытывать слабость, апатию, отсутствие настроения: «Конец зимы – это время, когда заканчиваются физические силы организма, накапливается усталость от холодной погоды, нехватки солнечного света». Специалист Московской службы психологической помощи населению Денис Хакимов отмечает, что профессиональное выгорание может проявляться в виде безразличия ко всему, чувства вины, потери концентрации, нарушения сна либо в форме озлобленности, зависти к окружающим, тревоги и т. д.

Респонденты OMI сказали, что чаще всего эмоциональное истощение ощущалось ими 2-3 недели (20%) либо затягивалось на 2-3 месяца (15%), на полгода и больше (13%), а иногда длилось и больше года (13%).

Своим опытом профессионального выгорания и его преодоления с «Ведомости. Городом» поделились московские офисные сотрудники. А психологи и карьерные консультанты рассказали, что делать тем, кто испытывает его прямо сейчас.

Елизавета Присяжнюк
Сооснователь дизайн-студии The Spot

Предпринимательница впервые испытала этот недуг в декабре 2022 г. Тогда она еще работала дизайнером в крупной IT-компании. «В современном офисе были гамаки, игровые зоны, фитнес-зал и другие «плюшки», которые должны были повысить продуктивность сотрудников и разбавить рабочую рутину», – говорит Присяжнюк и утверждает, что ей все это не помогало. Зимой дизайнеру было особенно тяжело работать. Она приходила в офис в сумерки, а уходила, когда уже было темно. «Я начала жить как будто в дне сурка, стала сильно уставать и потеряла какую-либо мотивацию к работе», – вспоминает бывший наемный сотрудник. У девушки пропал интерес к занятиям, которые раньше приносили радость, например к спорту или встречам с друзьями. Все ее силы уходили только на то, чтобы доехать до офиса и выполнить работу. По словам Присяжнюк, справиться с выгоранием помогли вопросы к себе: «Какая моя долгосрочная цель?», «Что может меня вдохновить?», «Что меня мотивирует?». Честные ответы на эти вопросы помогли ей понять, что после работы она уже не хочет выполнять никаких активных действий, а вот перед поездкой в офис, наоборот, может выделить время на занятия спортом. «Когда я столкнулась с выгоранием, поняла, что важно прислушиваться к себе и не заставлять себя делать больше, чем может твой организм», – делает вывод Присяжнюк.

Федор Мосолов
Специалист клиентской поддержки платформы корпоративных коммуникаций eXpress

Два года назад москвич испытывал острое эмоциональное и физическое истощение. В таком состоянии он находился на протяжении трех месяцев. «Даже интересные задачи и успехи на работе не приносили мне удовольствия», – делится Мосолов. 

Молодой человек обратился за помощью к врачам, стал больше отдыхать и регулярно заниматься в спортзале. В результате смог вытащить себя из этого тяжелого состояния. По словам Мосолова, сейчас он понимает, как важно уметь отдыхать: «Я знаю людей, которые любят копить отпускные дни, и по разговору с ними я часто вижу, что им плохо».

Юрий Аверьянов
Фитнес-тренер DDX Fitness

Чтобы справиться с затянувшимся выгоранием, москвичу Юрию Аверьянову пришлось сменить профессию и отказаться от работы в IT-компании. «Еще школьником профессия, связанная со сферой информационных технологий, казалась мне вершиной социального лифта», – признается Аверьянов. Он получил диплом Московского авиационного института по специальности «программист» и устроился в офис на должность менеджера IT-проектов. Но ожидания столкнулись с реальностью. «Все скатилось к однотипным задачам, с однотипным решением», – рассказал он. В общей сложности Аверьянов проработал в офисе 10 лет, из которых последние три года испытывал эмоциональное истощение. В результате программист сменил сферу деятельности и переучился на фитнес-тренера. «Было, конечно, чувство растерянности от незнакомой обстановки. Но сейчас я доволен тем, что решился», – говорит он.

Пилюля от усталости

Причины, которые приводят к профессиональному выгоранию, могут быть разные, говорят опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. По словам Дениса Хакимова, холодная погода за окном, нехватка солнечного света и витаминов «вносят свою лепту», но огромную роль играют и другие составляющие. Например, качество жизни, атмосфера в коллективе, нарушения коммуникации с близкими, невозможность самореализации и достижения значимых целей и многое другое. Чтобы справиться с недугом, он рекомендует соблюдать баланс труда и отдыха. А также найти себе хобби, которое поможет отвлечься от работы и получить положительные эмоции.

Нередко за выгоранием стоят глубинные личностные убеждения и проблема с выстраиванием личных границ, объясняет когнитивно-поведенческий психолог и EMDR-терапевт Дарья Борисяк. По ее словам, человек может быть убежден, что «нельзя сидеть без дела», и испытывать чувство вины во время отдыха.

Кроме того, многие сотрудники не умеют говорить «нет», берут дополнительную нагрузку и выгорают. «Также желание много работать может быть частью избегающего поведения, когда человек пытается убежать от проблем в гиперактивную деятельность и занятость, – приводит еще один пример Борисяк. – В результате он устает так, что сил думать о том, что в действительности его беспокоит, не остается». Она советует разобраться в причинах такого поведения вместе со специалистом.

Мухина считает, что с выгоранием также помогут справиться новые цели в работе: «Человек может пойти на какое-то обучение в своей сфере, поехать на профессиональный конкурс, конференцию, стать наставником или же вообще сменить работу».

Возвращаясь к труду после выгорания, важно помнить, что к этому состоянию привели конкретные действия, предупреждает Борисяк: «Это поможет не повторить привычный сценарий и не выгореть снова». Для профилактики рецидивов она советует научиться управлять собственным вниманием. Нужно осознать, что приносит удовлетворение и удовольствие в работе, и ввести привычку обращать свое внимание на это ежедневно. Кроме того, важно отмечать свои успехи. «Представьте, что бы вы сказали своему другу, если бы узнали о его успехах? Какие слова бы произнесли? А теперь станьте таким другом для себя и скажите это себе», – утверждает Борисяк и напоминает, что наилучших результатов человек достигает при среднем уровне мотивации, а не тогда, когда выжимает из себя максимум.

Самое популярное
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024