Читайте также
Сценарист Анна Козлова: «За одну серию беру миллион рублей»
Делай деньги. Подборка книг об инвестициях
«Каждый пятый книжный магазин закроется – и так будет лучше для книг»

Новый роман Виктора Пелевина Transhumanism Inc. – сеанс на американских горках

Рецензия на нового Пелевина: винницкие лолиты истекают синтетической кровью

Новый роман Виктор Пелевина Transhumanism Inc. выходит в издательстве «Эксмо» только сегодня, но книжным критикам роман был разослан для ознакомления за несколько дней. «Город» публикует одну из первых рецензий.

В первой истории нам рассказывают про девушку Маню. Она дочь банкира, потому что ее папа обитает в банке. Не весь, а только мозг. Банка стоит в хранилище, папин мозг подключен к глобальной сети, через которую он: а) совершает масштабные финансовые операции; б) контролирует девайсы, с помощью которых выполняет свой супружеский долг с мамой; в) осуществляет свой отцовский долг с Маней. Попасть в банку, то есть в гарантированное бессмертие, могут только самые богатые и самые достойные. В этом мире, как легко догадаться, все мечтают о банках.

Но вернемся к Мане. Она сделала голограмму, то есть опубликовала в соцсетях обнаженный снимок. В мире будущего, где живет Маня и пребывает в баночном состоянии ее папа, царит экологичность, политкорректность, феминизм, и все подключены к сети, причем не через приспособления, а напрямую через мозг, и заправляет всем корпорация, которую когда-то придумали Розенкранц и Гильденстерн, но Розенкранц выбыл и остался только Гильденстерн, который переименовался в Гольденштерна и теперь он в этом мире что-то вроде бога.

Он – Солнце, и потому он всходит и заходит, он может проникнуть в мозг к любому человеку и коту, про него боятся шутить даже бесстрашные комики, у него шесть огненных крыл и ужасный смех. Но на солнце есть пятна, а Гольденштерну угрожает опасность, поэтому банку с мозгом верховного божества кладут в чемодан и отправляют Мане в Сибирь. Так решил Гольденштерн, пусть Маня позаботится о его безопасности, вот будет обоим потеха.

Во второй истории японский алхимик закупает в Виннице юных девиц, имплантирует в них боевые чипы, и дальше Лолиты убивают друг друга на потеху высокопоставленным якудза.

В третьей истории молодой человек по имени Иван просыпается и ничего не помнит. Но, слава Гольденштерну, хоть и не хорошо упоминать его имя всуе, рядом с ним всегда находится виртуальная помощница в соблазнительно коротком халатике, которую зовут Афифа. Это сокращение от двух лучших явлений давней (то есть нашей) эпохи: журнала «Афиша» и движения «Антифа». С виртуальной помощницей можно даже заниматься виртуальным сексом, но для этого нужно улучшить тариф до «Любимый мой», а то нынешний «Друзья минус» не позволяет даже посмотреть на то, что у Афифы под халатиком. Потому Иван просто идет на комплексное свидание с девушкой Няшей: на нем будет сеанс секса со страпоном, поход на митинг с побиванием и взятие в аренду детей, чтобы всласть поругаться. Без детей даже поорать друг на друга не получается.

В четвертой истории власть имущие из нынешней России и мусульманской Европы будут разглядывать красавиц террористок, которые сдвигают пояса смертниц как можно ниже, так больше шансов, что у них после детонации уцелеет голова, а значит, возможно, они продолжат свою бессмертную жизнь в банках. А в пятой истории людей сменят коты и один из них будет, предсказуемо, кот Шредингера, который, опять-таки, предсказуемо, и существует, и не существует. В шестой автор книги попытается воззвать к духу Бунина, а в седьмой истории нас ждет развязка, очень похожая на предыдущие романы Виктора Олеговича.

Transhumanism Inc. напоминает американские горки: страниц сто ничего не происходит, герои ведут длинные и довольно скучные диалоги о том, как устроен мир будущего, иногда их перебивает длинным монологом сам автор, на читателя обрушивается водопад из игры слов. Потом, вдруг, неожиданно сюжет начинает развиваться на безумной скорости, герои, пребывавшие в сомнамбулических беседах, вдруг начинают действовать, и очень быстро, друг оказывается врагом, враг – Гольденштерном, Гольденштерн – дьяволом. И вот винницкие лолиты истекают синтетической кровью, а девушка Маня с богом в чемодане летит в черную дыру. 

Это явный Пеле-win, 58-летний прозаик пишет как молодой, как автор «Чапаева и Пустоты» и ««Generation «П»». Но счастье недолго, страниц через восемьдесят роман снова замирает и вместо сюжета читателя снова ждет скука. Это Пеле-lose, уровня провальных «Смотрителя» или «Лампы Мафусаила».

Роман, конечно же, прочтут, у него контракт с издательством на выпуск раз в год новой книги, а у читателей с писателем свой общественный договор, согласно которому мы читаем все, что он пишет; это своего рода почетная пенсия, заслуги литератора девяностых и нулевых несомненны.

Нынешняя же проза очень неровная, но даже не это важно: ранний Пелевин – это писатель бесстрашный и всезнающий, который пугает нас будущим. Нынешний Пелевин сам боится и даже не будущего, а настоящего. Боится молодежи, боится феминисток, боится новой этики, боится страпонов, боится смерти, боится бессмертия, боится, что не станет Гольденштерном. Все это как-то очень грустно, несмотря на то, что роман, в общем-то, веселый.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Бумажная версия в книжных магазинах и электронная и аудио- эксклюзивно на сайте и в приложениях ЛитРес выйдут в этом году одновременно сегодня в 20:21 по московскому времени.

Самое популярное
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах, и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия