«Каждый пятый книжный магазин закроется – и так будет лучше для книг»
Офлайн-торговля буквами: что станет с розницей?Лет десять назад начали хоронить книги, книгоиздание, литературу и писательское дело. Сначала книги «умирали» под гнетом сериалов и компьютерных игр, потом их уничтожали электронные издания, сейчас книжный бизнес должен погибнуть из-за отсутствия розницы. И именно последний фактор должен привести к окончательному фиаско в масштабе самой читающей страны. Так ли это?
Книжный магазин – это уже не основное место, где современный читатель приобретает книгу. Доля книжной розницы составляет в обороте отрасли около 40-45%. Думаю, что в ближайшие два-три года она сократится до уровня 30%.
По самым оптимистичным подсчетам, в России всего 2500 книжных магазинов – совсем мало в расчете на душу населения, и это в разы меньше, чем в среднестатистической Европе. Но я считаю, что еще порядка 20% книжных магазинов должны закрыться. И, как ни странно, для книг так будет лучше.
Было бы неплохо, если бы с рынка ушли магазины, которые не просто малоэффективны и являются хроническими должниками, но еще и не справляются со своей функцией витрины, ведь книжный магазин является еще и местом контакта с книгой, витриной, шоу-румом.
Все видели подобные заведения: заходишь в такое место и с первого взгляда понимаешь, что бумажная книга – это унылое пыльное прошлое. Эти магазины просто дискредитируют современное книгоиздание (в том числе и как бизнес). Избавление от них оздоровит отрасль. Как говорили когда-то крамольные архитекторы – ничто так не способствует развитию градостроения, как пожары.
Где сейчас покупают книги?
Естественно, это, в первую очередь, интернет-магазины – их доля сейчас составляет порядка 35%. И в скором времени она достигнет 40%. А остальные книжные проценты распределены по разным каналам – сети FMCG, магазины детских товаров и игрушек, киоски, канцелярские магазины и т.п.
Как ни пафосно это звучит, но магазин – это место бытования книжной культуры и точка стимулирования продаж книг во всех остальных каналах сбыта (хотя, наверное, это обидно для владельцев магазинов). Поэтому сейчас наступает время «теплых, ламповых», небольших книжных, рядом с домом – для своих.
Книжный магазин как хобби-маркет
По моему глубокому убеждению, книга и чтение сейчас перешли в разряд качественного интеллектуального хобби. А это уже совсем другое отношение к ассортименту, бизнесу и розничным продажам.
Книжные магазины давно уже встраиваются в этот тренд.
Во-первых, они сами все больше напоминают некий хобби-маркет – 30-40% в продажах современного книжного магазина давно уже составляют не книги.
И, во-вторых, в ковидный период стало очевидно, что проще выживать тем книжным, которые подстраивают свой ассортимент под «особого» покупателя. Идея и бизнес-модель огромного книжного гипермаркета, ориентированного на масс-маркет, сейчас показывает все меньшую эффективность, многие крупные московские магазины, ассортимент которых достигает 50 000 наименований, так и не вернулись к доковидным показателям.
Лучше всего себя чувствуют книжные магазины 100-300 кв. м с тщательно отобранным ассортиментом книг – недешевых книг.
И магазины с 3-5 тысячами книжных наименований, которые смогли создать вокруг себя лояльную, увлеченную, хотя и узкую аудиторию: питерские «Подписные издания» на Невском, московская сеть «Фаланстер». По словам их владельцев, после полного провала во время локдауна они вернули читательский трафик, и даже в ряде случаев увеличили средний чек. И мне кажется, что именно такой клубный формат розницы должен стать новой точкой роста.
И очень надеюсь, что отнесение предприятий книжной торговли к объектам социального предпринимательства (законопроект был принят в первом чтении в мае 2021 года) станет серьезным событием, которое подтолкнет малый и средний книжный бизнес к новым форматам торговли.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.