Курс на Запад. Как выработать soft skills с помощью соседей и ЖКХ
Российский менталитет мешает нам получить навыки soft skills, но выход естьSoft skills (мягкие навыки) стали очередным модным термином, полюбившимся в отечественных бизнес-кругах. Это еще один англицизм, не имеющий аналога в русском языке наряду с многочисленными другими словами, такими как шерить или фидбек. Кембриджский словарь трактует понятие софт-скилз как черты характера и навыки межличностного общения, характеризующие отношения человека с другими людьми. Сюда относятся способности убеждать, слушать, доступно и интересно презентовать материал, вести непринужденную беседу и т. д. Сегодня этот бизнес-термин не только успешно закрепился в нашем повседневном лексиконе, но и породил целую индустрию профессиональных курсов. Проблема в том, что копирование моды еще никому не привило вкус.
Историческая подоплека
В русском языке не существует равнозначного понятия soft skills, причины этого следует искать в особенностях нашей культуры и менталитета. В силу исторических особенностей развития нашей страны наш менталитет прочно зиждется на таких понятиях, как коллективизм, иерархия и жесткое подчинение. В таких условиях эмпатия, эффективное лидерство, умение договариваться и другие мягкие навыки гораздо уступали по ценности таким умениям, как способность не выделяться из коллектива, четко выполнять инструкции сверху, не задавать лишних вопросов и не выказывать эмоции.
Времена меняются. Повсеместная глобализация требует от российских компаний выходить на международную арену и налаживать контакт с иностранными партнерами. Во многих случаях успех работы на иностранных рынках или с зарубежными коллегами напрямую зависит от качества коммуникации, дипломатии и поведенческой гибкости. В таких условиях отечественному бизнесу ничего не остается, как помогать своим сотрудникам соответствовать уровню их международных коллег. На этом фоне рынок наводнили многочисленные школы и курсы по развитию soft skills. Но насколько все эти ресурсы действенны – это уже другой вопрос.
За рубежом, например в тех же Штатах, мягкие навыки закладывают детям с детского сада и дальше отшлифовывают в школе и университете. К моменту начала профессиональной деятельности эти умения становятся второй натурой для западных профессионалов. В результате люди живут в обществе, где soft skills являются естественным фоном, причем применительно не только к работе, но и остальным сферам жизни, будь то общение с механиком в автосервисе или родительское собрание в школе.
Профессиональная лексика
В России ситуация кардинально отличается от западных реалий. Очень модно ходить на курсы деловой коммуникации, развивать эмпатию и другие элементы мягких навыков. Но в нашей ситуации это все равно что попытка установить систему iOS на компьютер с перфорационными картами. Подобные курсы доступны и актуальны лишь небольшому проценту нашего населения в больших городах. К тому же сама среда не поддерживает и даже препятствует развитию мягких навыков. Если еще в гламурном офисе «Москва-сити» они имеют хоть какую-то ценность, то за его пределами сотрудник попадает в суровую реальность, где приходится переключаться на нецензурную лексику в общении с пьющими пиво на детской площадке подростками или на прямые угрозы с работниками местного ЖЭКа. Иначе тебя не поймут. На данном этапе soft skills попали в нашу почву, но еще не прижились. Не успели прорасти и стать неотъемлемой частью нашего менталитета.
Российских сотрудников легко вычислить в иностранных деловых кругах по деревянной прямолинейности и неспособности наладить эффективный контакт с коллегами – вроде на теоретическом уровне идея усвоена, но на практике получается неестественно или не получается вовсе. В то же время, чем выше человек продвигается по карьерной лестнице на Западе, тем более важную роль начинают играть мягкие навыки, а на каком-то этапе становятся определяющими. Многие компании из рейтинга Fortune 500, особенно инновационные, например Facebook или Amazon, уже давно отошли от системы внутренней иерархии и заменили ее горизонтальным менеджментом. В таких условиях у сотрудников практически отсутствуют официальные рычаги влияния на коллег, такие как должность и положение в «пищевой цепочке». Поэтому способность влиять на людей и двигать проекты без официальных полномочий и только с помощью умения договариваться является жизненно необходимой, а то и без работы легко остаться.
Все из дома
Выходцев из России, которые находятся на руководящих должностях на Западе, можно буквально на пальцах пересчитать. Причина такой низкой репрезентативности заключается в том, что наши соотечественники уступают своим западным коллегам в навыках межличностного общения. Есть мнение, что, возможно, новое поколение Z (люди, которые родились примерно со второй половины 1990-х по первую половину 2010-х), не заставшее плановую экономику с сопутствующим ей менталитетом, нагонит упущенное и закроет этот пробел. Но в это верится с трудом – ведь мудрость Карла Маркса о том, что быт определяет сознание, никто не отменял. Пока мягкие навыки не станут неотъемлемой частью нашего менталитета, привитой через воспитание и образование, индустрия курсов по soft skills останется поверхностной и неэффективной.
Что же можно посоветовать нашим соотечественникам, заинтересованным в развитии популярных на Западе умений? Начать не с модных коучей, а с собственной семьи, где всегда есть масса возможностей потренировать навыки убеждения, эмпатии и эффективной коммуникации. Потом можно постепенно расширять зону комфорта и переходить на соседей и пресловутое ЖКХ. Тут как раз очень кстати слова Гиппократа: «Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто не поможет».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.