Под сенью девушек в цвету: 6 веранд ресторанов в тихих дворах
Веранды в зеленых дворах старинных московских усадеб изучил «Ведомости. Город»Летние веранды нравятся москвичам – и очень важны для рестораторов. «Когда есть возможность посидеть на улице, люди это с удовольствием делают, и те рестораны, у которых нет летних площадок, в этом смысле проигрывают. Даже если вы десять раз напишете, что у вас есть кондиционер, люди хотят сидеть на воздухе», – рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров на пресс-конференции ТАСС перед открытием сезона веранд в апреле этого года. «Без веранды практически невозможно в Москве, мы очень много внимания на них обращаем, начинаем строить сильно заранее», – уверяет ресторатор Дмитрий Романов. По словам Романова, у веранды есть важная функция – за лето выработать привычку ходить в определенный ресторан: «Если ты не смог привлечь людей в осенне-зимний период, то летом как раз можно это сделать. Если им, что называется, зашел продукт, сервис, они вернутся и зимой».
Сейчас на летней веранде можно начать день – завтраки начинают предлагать с 8 утра, а можно отдохнуть теплым вечером. Тихие, спрятанные в глубине старинных московских особняков дворы для этого идеально подходят. Некоторые из этих зданий – объекты культурного наследия, и владеть ими не просто. Например, собственник должен выполнять ряд условий: привлекать и специалистов, которые обеспечивают научное руководство за проведением любых работ, и авторский надзор. Но рестораторов это не останавливает.
Усадьба князей Долгоруковых – Ф. Соллогуба («Дом Ростовых»)
Адрес: Поварская ул., 52/55
Роскошную усадьбу князей Долгоруковых начали строить еще в XVIII в., в 1859 г. комплекс зданий выкупил барон Михаил Боде-Колычев, который и придал всему комплексу замкнутую композицию и устроил, среди прочего, «музей средневековых достопримечательностей». Но прославилась усадьба под названием «Дом Ростовых». Хотя Лев Толстой бывал в гостях у Боде-Колычевых, но подтверждений, что это здание описано в «Войне и мире», нет. Тем не менее легенда, что именно здесь, по замыслу писателя, жило семейство Ростовых, родилась еще в XIX в., а в советское время была «признана» официально – на доме даже повесили памятную доску.
Последним владельцем усадьбы стал художник Федор Соллогуб, вместе с молодым Станиславским основавший «Московское общество любителей искусства и литературы». После революции строения отдали писателям: с 1933 по 1992 г. тут находился Союз писателей СССР. И сейчас там сидит его преемник – Международное сообщество писательских союзов, а во дворе стоит бюст Льва Толстого. Здание входит в список объектов культурного наследия федерального значения.
Ресторан открылся в одном из флигелей в 2017 г. Круглогодично работает панорамная застекленная веранда на 100 человек, а летом добавляются столы на улице на 50 персон.
Шеф-итальянец Кателло Сансоне в новом летнем меню этого сезона предлагает суп гаспачо, обязательную окрошку на квасе или мацони, пиццу с креветками и апельсином, рулет из кролика с фуа-гра и артишоком. По словам представителя ресторана, есть и постоянные летние фавориты: ледяной суп манго-маракуйя, который подается в тарелке изо льда, а также «гран фруттини» – большое плато с разными видами итальянских фруктовых сорбетов. По вечерам на веранде ресторана звучит живая музыка в исполнении кавер-группы.
Городская усадьба Ф. А. Толстого – Карзинкиных XVIII в. («Дом Телешова»)
Адрес: Покровский бульвар, 16-18/ с.4-4А
Трехэтажный дом с флигелем, стоящим полукругом, – объект культурного наследия федерального значения. Еще в XVIII в. каменные палаты построил граф Ф.А. Толстой, в пожар 1812 г. усадьба сгорела, и через шесть лет владение перешло к купцу Карзинкину. На старых фундаментах Карзинкин построил новый дом с двухэтажным флигелем во дворе. Известная купеческая фамилия позже купила Большую Ярославскую мануфактуру, а в Москве Карзинкины владели гостиницей и доходными домами.
Во второй половине XIX в. здесь, на Покровском бульваре, устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых бывали А. Н. Островский, К. С. Станиславский. На рубеже XIX-XX вв. домом владел Андрей Александрович Карзинкин, его дочь вышла замуж за Н.Д. Телешова, основателя знаменитого писательского кружка «Среда». Здесь, на «телешовских средах», Горький читал свою пьесу «На дне», играл Рахманинов, а Шаляпин, по легенде, призывал: «Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!»
В 1990-е гг. в здании располагался артистический клуб «Дача». Летом 2019 г. здесь открылся pop-up с художественными выставками, кинопоказами и рестораном, но в пандемию закрылся. И в мае 2023 г. открылся вновь: с тремя гастрономическими концепциями под одной крышей и большим двором-верандой на 250 человек, состоящей из нескольких отдельных «залов». Сидя под старинными деревьями, оплетенными гирляндами из уютно-теплых желтых лампочек, чувствуешь себя на дачной вечеринке, – а никак не в центре Москвы. Приятный момент: можно выбрать блюда трех разных кухонь. Идейным вдохновителем проекта был и остается Дмитрий Борисов.
«Жилой дом с палатами», XVII-XVIII вв.
Адрес: Кривоколенный пер., 9, с. 2
В XVII в. здесь были двухэтажные палаты, известные по имени владельца дома следующего столетия – доктора Христиана Ладо, после революции это был жилой дом. Сейчас объект культурного наследия федерального значения – уютное бистро с белокаменными стенами. «При создании пространства мы работали с контекстом и максимально сохранили то, что можно было сохранить, и даже то, что нельзя, – рассказал архитектор и партнер бюро «Схема» Андрей Свиридов. – Старались минимально привнести новое и сохранить старое. Например, оставили стены и сохранили их фактуру, оставили деревянные детали, окна и мебель, которая здесь была».
С начала лета здесь перезапущено все меню – так основатели проекта Анна Павличенко и Стас Захаров решили отметить трехлетие заведения и начать новый год.
Шеф-повар Микита Пытко придумал формулу бистро: понятная еда на каждый день, максимум три ингредиента в тарелке, авторская адаптация гастрономических трендов и фаст-фуда. Каждому коктейлю здесь присвоен номер от 1 до 8 – от легкого к крепкому. Так, например, в коктейле #3 встретились биттер, персик, айвовое вино и креман. А в коктейль #5 к рисовому дистилляту добавлен томат, манго и ферментированные грибы шиитаке. Идеально под голубцы с кроликом в бульоне из сухих грибов, считает шеф.
Особняк XIX в.
Адрес: Малый Ивановский пер., 7-9, с.1
Трехэтажный красно-белый особняк с лепниной очень эффектно смотрится в небольшом переулке Китай-города неподалеку от Иоанно-Предтеченского монастыря. Веранда на 100 мест тоже впечатляет: она занимает целый двор, и между столами проложены дорожки, украшенные цветами и растениями. В ноябре 2022 г. здесь открылся третий ресторан Анны и Никиты Татаевых.
Летнему вечеру аккомпанируют бокал айрана с зеленью, ассорти грузинских сыров, салат «Цезарь» с куриным шашлыком. И гигантское хачапури по-аджарски (1350 г) под названием «Титаник»: в его сырной лодке помещается 4 сырых яйца – отличная закуска для большой компании. Дальше компания может переходить к саджу – это 1 кг баранины, курицы или телятины, поджаренной на углях на круглой чугунной сковороде без бортов.
Купеческий дом XIX в.
Адрес: 1-й Монетчиковский пер., д. 5
В Замоскворечье, исконно купеческом районе Москвы, осталось немало жилых домов XIX в. В одном из них, после реконструкции, с 2000 г. работает ресторан. После 1917 г. особняк был обшит досками и поделен на коммунальные квартиры. По словам представителя ресторана, бывшие жильцы коммуналок приходили уже в качестве гостей ресторана и делились воспоминаниями.
Большая летняя веранда в саду продолжает поддерживать настроение типичного дворянского дома образца XIX века. Мягкие диваны, яркие гортензии на столах, традиционная русская кухня в меню. По пятницам в 20 часов по традиции – обломовские чаепития с самоваром и сладостями.
Особняк XIX в.
Адрес: Александра Солженицына ул., 17, стр. 1
В двухэтажной постройке XIX в. в Алексеевской слободе на Таганке был завод по производству кабелей, в 90-е – гостиница, в 2000-е хостел, а два года назад открылся бар. Обшарпанные стены, гигантская советская мозаика, спасенная из снесенного завода «Серп и молот», а еще 100-метровая веранда во дворе с красивейшим видом на церковь Святого Мартина Исповедника. По словам владельца баров Никиты Фомкина, летом, благодаря веранде, выручка увеличивается в 2 раза по сравнению с зимой.
Когда делали ремонт здания, вдруг выяснилось, что под двором находится подвал и его надо срочно укрепить. «Мы объявили краудфандинг среди друзей нашего единственного в тот момент заведения – и нам удалось собрать 900 000 руб., огромные деньги, – рассказал Фомкин «Ведомости. Городу». – После выплаты налогов сумма стала меньше, но ее хватило на 5 слоев арматуры и бетона – чтобы люди на веранде не провалились».
Каждое воскресенье во дворе устраивают барбекю-гриль, играет винил, а еще здесь можно услышать, как репетирует джазовый оркестр Игоря Бутмана, чей офис находится в соседнем здании. Другие соседи – театр на Таганке, «Сцена на Факельном» – иногда дают на веранде представления, также читают стихи приглашенные поэты. «А прошлым летом я делал чокнутую вещь: пенную вечеринку. Мы до конца не понимали, что получится, но это был полный фурор, пришло около 300 человек. Центр Москвы, август, все в купальниках, и кругом пена. Было крейзи», – вспоминает владелец ресторана.
В меню – суп португальских моряков, креветки васаби, тартар из говядины, печеные перцы с лабне, паста пакери со страчателлой и песто, а на десерт – брауни и испанские чуррос.