По индивидуальным меркам. Как работают парфюмерные ателье?
Частные парфюмеры помогут собрать коллекцию ароматов под стиль жизни и времена годаЧастные парфюмеры предлагают готовые ароматы или делают духи на заказ – процесс, схожий с пошивом одежды по индивидуальной мерке. Здесь похожа даже терминология: парфюмеры говорят о духах «носить», «примерить», а душистое облако, которое остается, когда их владелец уже ушел, называют «шлейфом». Есть в работе с ароматами и музыка: для профессионала духи не пахнут, но «звучат», а оттенки запаха называют «нотами». «Ведомости. Город» отвечает на восемь вопросов о работе парфюмерных ателье.
Как построен рабочий процесс?
Чтобы определиться с ароматом, клиенту парфюмерного ателье необходимо несколько посещений. Для начала парфюмер поинтересуется, с какой целью создается аромат, какие запахи нравятся, а какие нет. Возможно, предложит вместе выбрать подходящие компоненты, а затем займется созданием аромата. Рабочее место парфюмера – полукруглый стол с несколькими этажами полочек, на которых по порядку расположены душистые эссенции. За внешнее сходство с музыкальным инструментом его называют «парфюмерным органом».
На втором этапе клиенту представят пробный вариант аромата, чтобы «примерить», «поносить» композицию и понять, как раскрывается аромат на коже с учетом физиологии клиента, как реагируют на него окружающие. Затем вносятся последние коррективы, и заказчик получает флакон с готовым ароматом.
С какими материалами работают ателье?
Сырье для авторской парфюмерии используют как синтетическое, так и натуральное. Последнее может быть недешево. Один из самых дорогих эфиров – роза: для 1 кг масла необходимо 3 тонны лепестков. По словам создательницы бренда Siordia Екатерина Сиордия, частный парфюмер должен быть уверен, что сможет снова купить нужные ингредиенты, чтобы иметь возможность воспроизвести созданный аромат. В России, рассказывает она, пока не производят сырье необходимого качества, приходится обращаться к зарубежным поставщикам. Розовое масло, к примеру, она закупает в Болгарии, Иране, Индии, Марокко и Тунисе. В отличие от крупных производителей частные парфюмеры имеют возможность использовать редкие компоненты. К ним относятся некоторые абсолюты – концентраты высокой очистки: например, березовый деготь, который вносит в ароматы кожаный оттенок.
Сколько стоит и кто покупает?
Флакон готовых духов объемом 30 мл в парфюмерных ателье в среднем стоит от 7 500 до 15 000 руб., по цене это сопоставимо с нишевой и люксовой парфюмерией. Если духи создаются на заказ, цена обсуждается индивидуально. По словам директора Парфюмерного клуба России Марианны Пеньковой (выпускает бренд Aurora Borealis), у признанных в отрасли парфюмеров стоимость духов с индивидуальной формулой колеблется от 50 000 до 100 000 руб.
Авторская парфюмерия – продукт, рассчитанный на небольшой круг ценителей, которым важно подчеркнуть свою «непохожесть», в том числе и недоступным для остальных ароматом.
Покупатели люксовой (или массмаркет) парфюмерии – например, Dior, Chanel или YSL – становятся клиентами брендов, остальная продукция которых для них недоступна. Но на самом деле задача маркетологов в этом сегменте – обеспечить как можно более массовые продажи. Перед созданием формулы аромата создается техническое задание, учитывая тренды, данные продаж, требуемую себестоимость партии. Чтобы заставить совершить покупку, ставку делают на верхние ноты, которые ощущаются сразу. На ароматной базе духов, которая раскрывается со временем, обычно экономят. Поэтому духи, предназначенные для массмаркета, вначале кажутся яркими и непохожими друг на друга, но потом начинают «звучать» одинаково.
Существует и нишевая парфюмерия – продукт более экспериментальный, способный доставить необычные ощущения, но при этом рассчитанный на более-менее массовый спрос и продающийся в том числе и в торговых сетях.
В чем особенность авторской парфюмерии?
«Авторскую парфюмерию ценят за индивидуальность», – говорит Екатерина Сиордия. Если это не заказ, на создание аромата могут вдохновить картина, близкий человек, пейзажи, популярные сериалы. Например, аромат Sensual rain («Чувственный дождь») Камиллы Робинсон, награжденный престижным российским фестивалем VAST в 2021 г., вдохновлен петрикором, землистым запахом, который ощущается после дождя.
«Вынашивать идею аромата, в голове подбирать сочетание ингредиентов можно несколько месяцев», – рассказывает парфюмер Ольга Госина. В первую очередь идет работа над базой – это основной аромат духов. Потом отрабатываются нюансы. Доработка происходит после тестирования на фокус-группе: друзья, коллеги, постоянные клиенты ателье.
У каждого парфюмера есть свой особый почерк. У OsmoGenes, например, это длительность звучания и шлейфовость. А вот в линейке Siordia есть ароматы с коротким звучанием: парфюмер Екатерина Сиордия оставляет людям возможность менять духи в течение дня.
Где купить?
В сетевых магазинах увидеть работы частных парфюмеров не получится – для массового производства нужны слишком большие инвестиции (изредка в торговые сети удается выйти производителям нишевой парфюмерии, как, например, Полине Казаковой с брендом VDOHNI в «Рив Гош»). Основные продажи частников идут на сайтах ателье, но есть и офлайн-площадки, например в московском Доме парфюмера.
Парфюмерные ателье есть в Санкт-Петербурге, Сочи, Пензе, Ростове, Екатеринбурге. Бренды продолжают возникать в разных городах.
Авторский парфюм попадает на маркетплейсы – например, одна из линеек Siordia размещена на Ozon.
Несколько раз в год в Москве проходят выставки. Крупнейшая – ежегодный салон нишевой и авторской парфюмерии VAST, который проводит Парфюмерный клуб России. Встретиться с парфюмерами и пополнить коллекцию духов можно и на мероприятиях Russian Niche Fest.
Где парфюмеры обучаются?
Лучшим учебным заведением российские специалисты считают Институт парфюмерии Грассе (Grasse Institute of Perfumery). Есть и российские школы, например Российская академия парфюмерии Жанны Гладковой. Автор книги «От гвоздики до сандала» Анна Зворыкина также обучает парфюмеров, образованием коллег занимается Екатерина Сиордия. Но диплома государственного образца ни у одной школы в России пока нет.
Проводятся и мастер-классы для всех желающих. «Мастер-класс дарят на день рождения или девичник, встраивают в корпоративные мероприятия или свадьбы»,- рассказывает создатель бренда Odetu и автор мастер-классов Андрей Чибисов. Это обходится в 3 500-7 000 руб. с человека. Такой мастер-класс проводится с использованием отдельных ингредиентов или готовых аккордов. В первом случае, к примеру, можно с удивлением обнаружить, что в красивых запахах участвуют вонючие составляющие. Например цибет, вещество, которое из пузырька пахнет кошачьей мочой, вместе с цветочными нотами дает ощущение медовости.
Как выбрать?
Самый популярный подход – собрать коллекцию под свой стиль жизни и времена года. Зимой носят более густые и плотные запахи, летом – акватические, цветочные или цитрусовые. В офис парфюмерный этикет предписывает носить ароматы, сидящие близко к коже, чтобы не беспокоить окружающих. Шлейфовые духи принято оставлять для вечерних выходов. Выбирая ателье, стоит уточнить, к созданию какого типа духов тяготеет парфюмер, чтобы ваше видение совпало. В ателье можно и воссоздать аромат, который снят с производства или не поставляется.
Российские парфюмеры не следуют требованиям международной организации International Fragrance Association (IFRA), определяющим максимально допустимые проценты того или иного ингредиента. Они свободны в творчестве, но, прежде чем покупать их продукцию, нужно убедиться, что ни один из компонентов, к примеру, для вас не является аллергеном.
Какие имена русских парфюмеров надо знать?
Начало российской авторской парфюмерии два десятка лет назад положила Анна Зворыкина. Ее книга «От гвоздики до сандала» считается лучшим пособием для изучения ароматных свойств растений. Ее духи продаются не только в России, но в Великобритании.
Исследователь парфюмерии, автор канала Parfologiya Наталья Дроздова упоминает проект Полины Поплевиной «Ладаника»», который объединяет парфюмеров общей идеей ароматов, описывающих русскую культуру. Эксперт называет и еще пятерых мастеров. Юлия Виноградова (Metaphysica Parfums) и Полина Казакова (VDOHNI) сначала производили духи в лаборатории вручную, а теперь перешли в сегмент нишевой парфюмерии и делают их на производстве. Парфюмер Маша Головина вместе с креативным директором Павлом Никандровым (Holynose), Валерий Соколов (Le re noir) и Яна Андреева (Magma) – все три бренда делают духи малыми партиями в своих лабораториях.
Есть парфюмеры, которые занимаются просветительством. Так, Ольга Госина и ее супруг Дмитрий Самодуров собирают историю русской парфюмерии с дореволюционных времен. Самодуров вместе с коллекционером и исследовательницей Ириной Воробьевой в 2023 г. получили грант Президентского фонда культурных инициатив и 10 ноября откроют на ВДНХ выставку «Слава и величие парфюмеров царской России – поставщиков высочайшего двора». Самодуров сообщил «Ведомости. Городу», что договаривается о возможности для посетителей приобрести авторские духи после знакомства с экспозицией.