Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина
От классики XIX в. до современных бестселлеровТеатральная жизнь в Москве ожила с приходом сентября. В этом сезоне режиссеры обращаются к вечным темам: связь поколений, проблемы взросления и поиска своего места в жизни, границы праведности и греха. В ход идет самый разный материал – от классики XIX в. до современных бестселлеров. «Ведомости. Город» сделал подборку осенних премьер.
Дорогие мои старики
Театр «Ленком» открыл сезон премьерой спектакля «Последний поезд» режиссера Антона Яковлева. В июле столичный департамент культуры направил его возвращать «Гоголь-центр» к состоянию Театра им. Н. В. Гоголя, а перед этим сын знаменитого советского артиста Юрия Яковлева успел отрепетировать в «Ленкоме» «Последний поезд» – свою версию романа Джозефины Лоуренс «Долгие годы». В Советском Союзе эта книга стала знаменитой благодаря спектаклю «Дальше – тишина...» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Постановка была записана для телевидения и показана множество раз. В отличие от режиссера того спектакля Анатолия Эфроса Яковлев превратил драматическую историю престарелой супружеской пары в музыкальный трагифарс. Главные роли у него играют Олеся Железняк (или Анна Якунина в другом составе) и Виктор Раков. Администрация «Ленкома» называет этот спектакль подарком зрителям и театру к его 95-летию. Ближайшие показы – 23 и 24 октября.
Другую популярную в советские времена пьесу – «Соло для часов с боем» словацкого драматурга Освальда Заграника – ставит в Театре им. Моссовета молодой режиссер Павел Пархоменко. Ему придется соревноваться с эталонной телевизионной записью мхатовского спектакля Олега Ефремова с такими корифеями, как Михаил Яншин, Ольга Андровская, Марк Прудкин. «Соло для часов с боем» – тоже история одиноких стариков. На вопрос, что в сюжете пьесы перекликается с сегодняшним днем, Пархоменко ответил «Ведомости. Городу»: «Очень многое... Потребность в настоящих человеческих отношениях, пропасть между поколениями, а еще, может быть, то, что правда всегда сильнее лжи». В спектакле Пархоменко на сцену выйдут Евгений Стеблов, Анатолий Васильев, Ольга Остроумова, Нелли Пшенная и другие. Для Остроумовой роль пани Конти – подарок к 75-летию. Ближайшие показы «Соло для часов с боем» – 2 и 16 октября.
Свежо предание
Театр Ермоловой решил начать сезон с мрачной истории «Пер Гюнт. Сказка для взрослых» в постановке Владимира Киммельмана. Философская притча норвежского драматурга Генрика Ибсена стала популярна далеко за пределами его родины благодаря яркому сюжету: юноша из обедневшей семьи теряется в собственной похвальбе, мечтах и снах наяву, его ждут опасные путешествия вдали от родины и встречи с необычными существами. Главную роль играет вчерашний выпускник мастерской Олега Меньшикова в ГИТИСе Глеб Шевнин. Ближайшие показы – 11 и 23 октября.
Современная литература
Режиссер и педагог Татьяна Тарасова, прогремевшая жесткой и саркастичной постановкой «Толстой тетради» Аготы Кристоф, взялась за другой бестселлер – «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян, – получивший литературную премию «Ясная Поляна». И это совсем другая краска в палитре Тарасовой, спектакль о бедах и радостях обитателей маленькой армянской деревушки, смирившихся с тем, что им суждено тихо доживать свой век. Но их жизнь круто меняется и дарит надежду на будущее. Реализована постановка силами Ведогонь-театра. Ближайшие показы – 1 и 2 октября.
На малой сцене Театра наций режиссер Марат Гацалов представит свою версию свежего романа Дмитрия Данилова «Саша, привет!», уже успевшего отхватить премии «Книга года» и «Ясная Поляна». Данилова театралы знают по сверхпопулярным пьесам «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой». В новой работе автор не изменяет своему почерку – она смешная и грустная одновременно. Это антиутопия о том, каково жить в ожидании смертной казни. По сюжету романа главный герой, специалист по литературе Серебряного века и штатный преподаватель Московского государственного университета современного искусства и культуры Сергей Фролов, будучи в браке, вступил в сексуальную связь с 21-летней студенткой. За это его приговорили к смертной казни, ожидать которую ему предстоит в идеальной тюрьме. Там есть круглосуточный доступ к социальным сетям, обильное питание и интернет-доставка. Но раз в день заключенные должны проходить через коридор, в котором висит автоматический пулемет (сотрудники ласково называют его Саша). Исполнение приговора смертники могут ждать день или всю жизнь, так как никто точно не знает, когда пулемет выстрелит. Но поклонников романа стоит сразу предупредить – для театральной постановки Данилов значительно переработал свою книгу, вынеся на первый план мелодраматическую линию супругов-филологов. На главную роль режиссер пригласил Игоря Гордина, прославившегося благодаря модным сериалам для видеоплатформ («Нулевой пациент», «Хороший человек», «Содержанки»). «Игорь Гордин – это идеальное попадание в роль. Он на сцене именно такой, каким я сам представлял себе главного героя», – прокомментировал «Ведомости. Городу» Данилов. Премьера – 24 и 25 сентября.
В эти же дни на малой сцене МХТ им. А. П. Чехова режиссер Михаил Рахлин представит спектакль по первому роману Виктора Пелевина «Омон Ра». Кому-то может показаться, что за 30 лет абсурдная трагикомедия о человеческих заблуждениях и иллюзиях выдохлась, но Рахлин уверен, что она про всех нас, про нашу страну, про наш «космос», который формируется нашими мыслями. «В глобальном смысле «Омон Ра» – это трагедия человеческой жизни, философское размышление о том, что мечта, к которой мы идем, может оказаться совершенно не тем, что нужно было для счастья, и мы можем этого совершенно не осознавать», – рассказал «Ведомости. Городу» Рахлин. Затея авантюрная. Но режиссеру удалось привлечь к работе помимо молодежи «золотой фонд» МХТ – Игоря Золотовицкого и Александра Семчева.
Как важно быть взрослым
Первой премьерой РАМТа станет «Остров сокровищ» – роман шотландского писателя Роберта Стивенсона о приключениях в поисках сокровищ, спрятанных капитаном Флинтом на необитаемом острове. Режиссер Александр Коручеков превратил его в роман взросления. Для этого он обострил сюжетную линию. Например, в его версии главный герой Джим Хокинс вынужден преодолевать страхи, предательство и разочарование в друге. Он также считает, что «Остров сокровищ» – это шотландская версия «Капитанской дочки», поэтому не стоит все упрощать до веселенькой погони за кладом. Спектакль Коручекова – суровый мужской боевик, в котором рукопашные бои сменяются рок-балладами в исполнении пиратов. Ближайший премьерный показ – 24 сентября.
О нравственной глухоте и других проблемах взрослой жизни в этом сезоне будут говорить в Театре сатиры. Там, на сцене «Чердак Сатиры», Никита Кобелев – один из самых востребованных режиссеров своего поколения – поставит пьесу «Этот ребенок» современного драматурга Жоэля Помра. Она состоит из 10 сцен про отношения родителей и детей. «Эта пьеса понравилась художественному руководителю Сергею Газарову тем, что ее тема близка всем и каждому независимо от того, любит человек современный или консервативный театр, комедию или трагедию, – рассказал «Ведомости. Городу» Кобелев. – За счет этого спектакль может быть принят очень широким кругом зрителей, а значит, способен привлечь новую публику в Театр сатиры». Ближайший премьерный показ – 25 сентября.