«Лебединая песня»: новый фильм о клонировании с двумя обладателями «Оскара»
Звезда «Зеленой книги» готовит своего клона для жены и сына в фантастической драмеБлижайшее будущее. Дизайнер Кэмерон (Махершала Али) живет в стильном доме, окруженный любовью и заботой жены Поппи и маленького сына Сэмми. Но за красивым фасадом его жизни в стиле хай-тек назревает большая трагедия, которую Кэмерон старательно скрывает. У него терминальная стадия страшной болезни, от которой пока нет лекарства. Признаться в диагнозе и так недавно пережившей большое горе жене страшно. И потому Кэмерон решается на отчаянный шаг: заменить себя клоном, который продолжит жить вместо него с ничего не подозревающими женой и сыном.
Режиссер «Лебединой песни» Бенджамин Клири не затягивает с развитием такой трагичной — и устрашающе реалистичной — завязки и практически с места в карьер ставит своего героя перед моральными дилеммами. Избавить близких от страдания — милосердие или страх? Клонирование — хорошо или плохо? И что делает нас людьми как не воспоминания, чувства, ощущения? То есть — все то, что по воле самого Кэмерона загружают в оболочку его копии, чтобы затем выпустить клона в мир.
Заданные вопросы звучат с экрана не в первый раз. С момента появления в 2003 году овечки-клона Долли заигрывания с Богом нередко становились частью киносюжетов и практически превратились в общее место для жанра научной фантастики. Однако лиричная «Лебединая песня» не использует этот троп как средство для политического высказывания или острой реплики. Фокус внимания фильма Клири — на чувствах Кэмерона, его прощании с собственной жизнью. И одновременно — прощении самого себя, неизменно человечного в своем желании не причинять зла, не совершить проступка, не принимать страшного решения.
Кажется, что в картине с таким экзистенциальным посылом нет места любым другим месседжам — и действительно из кадра и сюжета убирается все лишнее, фокус на фигуре и лице главного героя. Вот он идет по бесконечно красивому лесу в идеально выглаженной одежде, смотрит на тихую гладь живописного озера. Вот — едет в гладком серебристом авто, слушая в каплевидных наушниках красивую музыку и прокручивая на глазной линзе-экране воспоминания прожитых лет.
Подобная выхолощенность порой играет с «Лебединой песней» злую шутку — в до сантиметра выверенных интерьерах не хватает воздуха, а идеальная картинка превращает происходящее в рекламный ролик о далеко не светлом будущем. Не менее схематична «Песня» и в плане сюжета, который превращает и оскароносного режиссера, и выбранных им звездных актеров в заложников красивой концепции о клонировании во благо.
В главных ролях здесь — обладатель двух оскаровских статуэток за роль второго плана Махершала Али. В роли доктора, ведущего лечение Кэмерона, 8 раз (!) номинированная на премию Гленн Клоуз. А супругу Кэмерона Поппи играет Наоми Харрис, пока получившая одну номинацию. Этот актерский состав мечты задействуется до обидного редко и быстро низводится до уровня дизайнерской мебели.
Любую другую картину такой глянцевый аскетизм привел бы к полному краху — в конце концов, на красивые интерьеры устанет смотреть даже самый благодарный зритель. Но в своей генеральной линии «Лебединая песня» до победного искренна и этим подкупает. В этом кино без морали и назидательности, с любовью и нежностью рассказывают о симбиозе человеческого и машинного, подлинного и искусственного. Обе эти ипостаси воплощает один актер. Именно Махершала Али — вечный победитель роли второго плана — впервые безраздельно солирует на экране и отвечает за душу и сердце «Песни». В обличии клона он при этом или человека — уже не отличить, но кажется, так и задумывалось.
Когда: с 17 декабря
Где: на Apple TV+