Психотерапевт для злодеев: каким вышел фильм «Человек-паук: Нет пути домой»
Рецензия без спойлеров о третьей части приключений Человека-паука в исполнении Тома ХолландаВ новой реальности весь мир узнал, что Человек-паук – это старшеклассник Питер Паркер (Том Холланд). Тем не менее, кто-то (например, учителя в школе) считают Паркера героем и спасителем, а кто-то – нарушителем спокойствия и даже убийцей. Сторонник последней версии – бойкий телеведущий Джей Джона Джеймсон (Дж.К.Симмонс), который бомбит эфир негативом на счет Человека-паука. Становится невмоготу, когда над квартирой Паркеров кружат вертолеты, а самого Питера и его друзей вызывают на допрос в полицию. Питер вместе с тетей Мэй переезжают к знакомому – то есть нет пути домой уже буквально. А тут еще ни Питера, ни его подругу Мишель (Зендая), ни друга Неда (Джейкоб Баталон) не берут в колледж из-за их связей с Человеком-пауком. Такая обратная сторона публичности вынуждает Паркера обратиться к мстителю Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбэрбэтч) с необычной просьбой – стереть из памяти человечества знание о том, что Питер Паркер является Человеком-пауком. Но что-то идет не так, и вот уже из открывшихся порталов в другие вселенные в наш мир хлынула волна злодеев из фильмов – приквелов. Тут и Зеленый гоблин (Уиллем Дефо), и Песочный человек (Томас Хейден Чеч), и Доктор Октавио (Альфред Молино), и Электро (Джейми Фокс).
Режиссер Джон Уоттс раньше, в основном, промышлял на телевидении и снимал музыкальные клипы. Однако, когда его в 2017 году усадили в режиссерское кресло первого «Человека-паука» с Томом Холландом, Уоттс сорвал большой куш. Нельзя сказать, что его трилогия получилась в целом неудачной – он построил новую вселенную, в которой суперменом оказывается обычный подросток со своими подростковыми проблемами – тут и конфликты с тетей, и первая любовь, и поступление в вуз. Так аудитория «Человека-паука» стала еще младше, устремившись к возрасту десятилеток. Поэтому немудрено, что «Нет пути домой» вызовет восторг у школьников и младших студентов – ну а на кого, в конце концов, всегда была ориентирована аудитория комиксов? Особенно же фильм Уоттса на этот раз преуспел с фан-сервисом – в нем обилие гэгов (комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. – Прим. ред.), самоцитирования, пасхальных яиц (скрытые детали в компьютерной игре, фильме или программном обеспечении, заложенные создателями. – Прим. ред.) Уоттсу с этим фильмом в мире Marvel удалось сделать то же самое, что и Уэсу Андерсону со своим «Французским диспетчером» в мире арт-мэйнстрима – наполнить каждый квадратный метр картины узнаваемыми лицами и любимыми героями, как торт ванильным кремом. Главное, не объесться.
Кроме этого, в «Нет пути домой» соблюдена и модная повестка. Вместо того, чтобы бороться со злодеями, Питер по научению тети Мэй собирается их «излечить», проработать их травмы. При этом психотерапевтом должен стать для них он сам. В заблуждение Паркеров вводит в первую очередь Зеленый гоблин, блестяще сыгранный Уиллемом Дефо – он якобы не помнит, как становится суперзлодеем и не понимает, как злые силы вселяются в него. Дефо при этом действительно выглядит очень расстроенным и потерянным.
Главная коллизия «Нет пути домой» такова, что Тому Холланду приходится и самому играть нежного и ранимого подростка, осторожно обращающегося со своей маскулинностью. В его арсенале – готовность работать в команде (сценаристы тут шутят, что «Питер Паркер уже работал в команде – со мстителями»). Но он не в состоянии предотвратить истинную драму, которая развернется, и виновником которой частично станет он сам. Поэтому большинство зрителей, конечно же, с большей симпатией, возможно, отнесутся к Доктору Стрэнджу, который тут немного Санта-Клаус – живет в заснеженном замке. Есть в фильме шутка и про русских, и про Сибирь. Есть и шутка про то, что «в параллельной вселенной где-то обязательно есть чернокожий Человек-паук». В целом, Уоттс старательно заигрывает с разными аудиториями, а целых две сцены после титров, привычные для Marvel, закидывают мостик к многочисленным будущим продолжениям, в которых уже сам черт ногу сломит – все настолько смешалось в доме Marvel. В любом случае, «Нет пути домой» – разухабистый предновогодний аттракцион, пропустить который было бы обидно.