Короткий против длинного. 7 самых интересных российских сериалов уходящего года
В 2022 г. количество проектов, заслуживающих внимания, выросло — появились новые имена и неожиданные сюжетыКогда четыре года назад вышли подряд сериалы «Домашний арест», «Звоните Ди Каприо» и «Обычная женщина», стало ясно, что мир российского кинематографа изменился. Лучшие сценаристы, режиссеры, актеры перестали снобировать длинный формат. В 2022 г. количество проектов, заслуживающих внимания, выросло, появились новые имена, неожиданные сюжеты. «Ведомости. Город» рассказывает о самых интересных российских кинопроектах уходящего года. Порядок перечисления – не рейтинг, а хронология появления на платформах. Топ – субъективный, интересных сериалов, вышедших в 2022 г., существенно больше.
1. «Почка»
Режиссер: Мария Шульгина
Сценарий: Елизавета Тихонова, Мария Шульгина
Никогда не жаловавшаяся на здоровье офицер пожарнадзора Наталья Кустова (одна из лучших ролей Любови Аксеновой) вдруг узнает: чтобы выжить, ей нужна новая почка. Пересадить орган можно только от кровного родственника. И Наталья (Натаха, как зовут ее близкие) пытается эту почку заполучить.
В истории про молодую да раннюю коррупционерку есть странная особенность: по всем законам драматургии герой должен измениться и финальные титры встретить совсем не тем человеком, которого мы видели вначале. Натаха, по сути, остается той же, но меняется наше к ней отношение. По мере того как мы узнаем членов ее семьи, сама героиня перестает казаться исчадием ада. Она эгоистка, но ей было в кого пойти. Она цинична, но это честный цинизм. Как правило, каждую сильную и яркую киногероиню подмывает сравнить с родиной-матерью. Натаха не исключение: красивая, коррумпированная, с гипертрофированным инстинктом выживания. Вполне адекватный символ времени, в которое снимался сериал. Второй сезон уже снят и должен выйти весной.
2. «Карамора»
Режиссер: Данила Козловский
Сценарий: Александр Фомин
Альтернативная история России, увиденная глазами пламенного революционера Караморы (Данила Козловский). Борясь с режимом, он наталкивается на вещи, не поддающиеся рациональной трактовке. В мировом оппозиционном истеблишменте Караморе никто не верит, но находится один, тоже русский, который вносит ясность: борцу за свободу противостоит клан вампиров. Клан этот столь же неоднороден и раздираем противоречиями, как любая правящая верхушка, только сражаться с ними простым смертным гораздо сложнее.
Молодой сценарист, в прошлом учитель истории Александр Фомин, создает пусть и завиральную, но вполне логичную картину мира, без зазоров и нестыковок. А Козловский-режиссер увлеченно и увлекательно переносит ее на экран, подарив Филиппу Янковскому одну из лучших ролей в его биографии. Ну и, наконец, признаемся: в реальной истории России столько необъяснимого, что сильно радуешься, когда хотя бы к ее альтернативной версии подобран ключ.
3. «Нулевой пациент»
Режиссеры: Евгений Стычкин, Сергей Трофимов
Сценарий: Олег Маловичко, Андрей Геласимов
В центре сюжета – история эпидемии ВИЧ, вспыхнувшей в Элисте в 1988 г. В стране уже вовсю идет перестройка, но кое-что остается незыблемым: например, постулат о том, что СПИД – это социальная болезнь, а значит, в здоровом советском обществе ее быть не может. Полем битвы реальности и догматов становится так называемый простой человек – жертва не только обстоятельств или властей, но и нетерпимости, озлобления многих из тех, кто рядом. Как со всем этим быть, решают главные герои: врач из Калмыкии, который первый заподозрил, что дело не в банальном гриппе (Аскар Ильясов), и молодой столичный ученый, сын крупного функционера (Никита Ефремов). Действие переносится из Элисты в Москву и обратно. Видно, что столичная часть пронизана воспоминаниями детства самого режиссера – сына известного советского переводчика и коллекционера Алексея Стычкина. Главная героиня в исполнении Елизаветы Шакиры внешне списана с молодой Алены Долецкой (бывший главный редактор Vogue Russia и Andy Warhol’s Interview Russia). В фильме возникает фамилия Карахан (Лев Карахан – известный кинокритик и, кстати, бывший муж Алены). В общем, пасхалки рассыпаны по всему сериалу, придавая ему дополнительный флер достоверности и ностальгии. В целом это выглядит как трогательный оммаж нынешних сорокалетних поколению отцов.
4. «Алиса не может ждать»
Режиссер: Наталья Мещанинова
Сценарий: Наталья Мещанинова, Степан Девонин
Рассказ о школьнице Лизе и ее семье. Типичный средний класс, из усредненности выбивает только болезнь дочери: она теряет зрение, и остановить этот процесс невозможно. До наступления полной темноты Алиса хочет увидеть как можно больше, но для этого нужны свобода и деньги, т. е. ровно то, чего у 15-летней девочки не может быть по определению. В сериале переплетены история взросления и семейная драма, все персонажи – манипуляторы и жертвы, ни у кого не получается то, что задумано. Но Алиса единственная готова идти до конца. Несмотря на мощный актерский ансамбль (Анна Михалкова, Михаил Трухин, Таисия Вилкова, Степан Девонин, Максим Стоянов), 15-летняя Лиза Ищенко выглядит абсолютной звездой. Сериал, в котором никого не жалко, но всем сочувствуешь, победил на фестивале «Новый сезон». Что объяснимо: Мещанинова – редкий автор, способный самый мелодраматичный сюжет рассказать так жестко и выразительно, что он захватит разные пласты аудитории, как правило не совпадающие во вкусах.
5. «Аврора»
Режиссер: Роман Волобуев
Сценарий: Роман Волобуев, Елена Смолина
Сериал Романа Волобуева по собственному сценарию, придуманный, когда известный кинокритик еще только переходил в реальный кинематограф. История актрисы Александры Зориной (Лена Тронина), у которой никак не складывается карьера, и, вполне возможно, попросту отсутствует актерский талант. Зато у нее есть некая странная суперспособность: магическим образом преображать жизнь людей, с которыми сталкивается мимолетно. Все это мы поймем ближе к финалу, а до этого сериал будет жонглировать жанрами, остроумными репликами и точными наблюдениями, почерпнутыми из среды, в которой вращаются и героиня, и авторы. «Аврора» могла бы стать образцовой черной комедией формата «Кино о кино». Но в итоге стала психологической драмой о детских травмах и о том, что бывает, когда пытаешься присвоить чужую жизнь. А еще о том, что собственную жизнь, как ни банально это звучит, может спасти любовь. Волобуеву – приз за лучший финальный твист, Трониной – в очередной раз браво, несколько реплик точно разойдутся на цитаты.
6. «1703»
Режиссер: Сергей Сенцов
Сценарий: Денис Артамонов
Два копа – опытный Гоша (Куценко) и юный Владик (Кузьма Сапрыкин) – колесят по ночному Петербургу, расследуя дело о похищении мертвых девушек. Гоша местный, Вадик – сын крупного столичного полицейского чина, перевелся из Москвы, чем раздражает напарника и напрягает начальство. Гоша живет под песни Булановой и сериал «Место встречи изменить нельзя», Вадик мечтает стать стендапером. У Гоши есть сын-трансгендер (Павел Табаков), а у Вадика – невеста: красивая и властная, работающая во дворце бракосочетания (Софья Лебедева). Она немного странная, но в Питере не странен кто ж?
Убитые девушки и их похитители очень быстро начинают восприниматься как фон, а то, что при обычном раскладе выступало бы фоном, становится главным. Каждый из напарников будто мчит по этим «твин пиксовским» пейзажам (оператор Никита Городниченко) к постижению собственных проблем, комплексов, страхов и их преодолению. 1703 в названии имеет какое-то формальное объяснение (кажется, так назван клуб, в котором Вадик пробует себя в стендапе), но на самом деле просто обозначает дату рождения главного героя фильма: Санкт-Петербурга – единственного места на земле, где могла бы случиться это история. В финале нас ждет рассвет над Невой – только это спойлер.
7. «13-я клиническая»
Режиссер: Клим Козинский
Сценарий: Андрей Золотарев
Все серии на Ivi с 22 декабря. К моменту написания текста показали две – сначала на фестивале «Новый сезон», потом – на премьере в Москве. Сериал, если не просядет к финалу, станет мощным завершением киногода.
Смертельно больной хирург Кирилл Акиньшин (Данила Козловский) попадает в клиническую больницу номер 13, где творится всякая чертовщина, но ему обеспечивают ремиссию и предлагают остаться работать. Схема «рациональное сталкивается с необъяснимым» здесь не подходит: врачи 13-й могут объяснить происхождение практически любой болезни, но большинству из нас это покажется чистой ересью. Данила Козловский сыграл одну из лучших своих ролей, еще и потому, что ему действительно было что играть. Его герой – сноб, плейбой, эстет, типичный яппи – вдруг попадает в ситуацию, когда все эти качества уже ничего не стоят. Авторы погружают героя и зрителя в мир, где за каждым поворотом – открытие, и, если уловить логику происходящего, эти открытия будут не просто понятны – ты сможешь их предвидеть. И это захватывает. Ну, и контекст: толпа вирусов, накинувшихся на человечество в последние годы, заставляет задуматься: а, может, мы действительно чего-то не понимаем и не то делаем?