Как «Уэнсдэй» высмеял поп-культуру и стал самым популярным сериалом Netflix
Сериал «Уэнсдей» стал рекордсменом по количеству просмотров на площадке Netflix. В чем его феномен?Сериал «Уэнсдэй», мистический детектив в готическом стиле, снятый Тимом Бертоном, за месяц набрал более миллиарда часов просмотров и вошел в тройку самых востребованных шоу вместе с «Очень странными делами» и «Игрой в кальмара». В нем рассказывается об отпрыске мрачного семейства Аддамс, которая пробует перестать ненавидеть людей и ищет кровожадного монстра в закрытом пансионате Невермор.
Трудный подросток
Дочери Мортиши (Кэтрин Зета-Джонс) и Гомеса (Луис Гусман) Аддамсов уже исполнилось 15 лет. Уэнсдэй (Дженна Ортега) – самый настоящий трудный подросток. Ее в очередной раз выгнали из школы – на этот раз она выпустила в школьный бассейн пираний. Родители решают отослать дочь в закрытый пансионат Невермор, где они учились сами. Это школа для подростков-изгоев: вампиров, оборотней, сирен и прочих необычных существ. Заправляет пансионом странная директриса (Гвендолин Кристи из «Игры престолов»), бывшая одноклассница Мортиши, которая явно что-то скрывает за ледяной улыбкой. Помогает ей учительница ботаники Мэрилин Торнхилл (Кристина Риччи), первый учитель в академии без экстраординарных способностей, тоже хранящая мрачные тайны прошлого. Но даже в школе для особенных Уэнсдэй становится исключением. Чтобы выжить, ей придется обрести друзей, спастись от монстра, разрешить тайны прошлого и найти «не того» парня.
Повествование затронет сразу три временных пласта. Кроме настоящего, где Уэнсдэй блистает по всем предметам и одновременно нарушает все школьные правила, зрителю покажут времена, когда в школе учились Мортиша и Гомес и где произошла трагедия, связанная с ними. Кроме того, создатели сериала вернутся на несколько сотен лет назад и расскажут тайну происхождения рода Аддамсов.
Невермор против Хоггвардса
Первая ассоциация, которая приходит на ум при виде Невермора, – школа волшебства Хоггвардс. В Неверморе ученики тоже делятся на четыре касты, директор владеет магией, и даже есть предмет – уход за волшебными растениями. Но «Уэнсдэй» скорее можно назвать анти-поттерианой – это не милая сказка о дружбе, добре и зле (хотя этот сюжет здесь тоже есть) и не только подростковый детектив, но и манифест толерантности и сатира на общество потребления.
Взгляд Николсона, танец Гаги
Своей невероятной популярностью сериал «Уэнсдэй» во многом обязан исполнительнице главной роли Дженне Ортега. Яркий образ, созданный ею, вытеснил из сердец фанатов казавшийся вечным персонаж Кристины Риччи – мрачную девочку с косичками, которую раньше представляли при упоминании семейки Аддамс. Отныне в культуре прочно обосновалась новая Уэнсдэй – уже девушка, а не ребенок, с фирменным взглядом из-под нахмуренных бровей и кровавыми губами бантиком.
Актриса многое внесла в характер своего персонажа. Так, например, насупленный взгляд был подсмотрен у Джека Николсона, когда его персонаж в «Сиянии» становится одержимым. Дженна Ортега также придумала не моргать, чтобы ее взгляд был более пронзительным и необычным, – сейчас фанаты сериала выкладывают в сеть нарезку из редких кадров ее моргания, поймать такой считается удачей. Ну и главное – знаменитый танец Уэнсдэй Ортега придумала, поставила и исполнила сама. Каскад движений, то ли нелепых и комичных, то ли высокохудожественных и стильных, преподнесенных зрителю с убийственно невозмутимым лицом, покорил всех: пользователи соцсетей, от безымянных подростков до самой Леди Гаги, пытаются в бесконечных роликах повторить невероятный перформанс.
Из журнала на экран
Семейку Аддамс придумал в 1938 г. художник-карикатурист Чарльз Аддамс. Его зарисовки о жизни чудаковатых супругов, их детей и родственников выходили в The New Yorker вплоть до его смерти в 1988 г. Сначала у персонажей не было имен, их придумали только в 1964 г. при первой экранизации сериала. Имя Уэнсдэй отсылает к известному в англоязычной среде детскому стишку Monday's Child, где есть строчка Wednesday's child is full of woe («Тот, кто в среду был рожден, горьким горем будет полн»). С тех пор по комиксам снимали сериалы, фильмы и мультфильмы, выпускали компьютерные игры, бережно сохраняя первоначальные художественные образы (скажем, в мультфильме «Семейка Аддамс» 2019 г. оригинальные зарисовки Чарльза Аддамса перевели в 3D).
Пародия с разоблачением
Семейка Аддамс – пародия на классическую американскую семью. Зловещие персонажи ведут себя пугающе, нарушают все возможные социальные нормы и при этом искренне считают, что ничем не выделяются. Совмещение несовместимого, черного юмора, гротеска, абсурда и повседневности – только одна комедийная грань явления. Гораздо важнее, что семейка Аддамс высмеивает недостатки классической американской семьи, вскрывает лицемерие традиционного общества. Аддамсов не принимают в благопристойный городской круг, они вечные изгои и объекты травли. В первых же кадрах нового сериала представитель школьной элиты, белокурый красавец-спортсмен, оказывается злобным абьюзером и обижает младшего брата Уэнсдэй. Все те благородные отцы семейств, что гордятся своей нормальностью, не проходят проверку Аддамсами и оказываются нетерпимыми, нетолерантными и не признающими чего-то, непохожего на них, выходящего за рамки. А между тем, несмотря на все странности, в семейке Аддамс по-настоящему любят друг друга. Большинство сюжетов, с ними связанных, – спасение от неприятностей одного из членов семьи. Это повторяется и в «Уэнсдэй» – девочка попадает в закрытый пансионат оттого, что заступилась за брата (ужасным и кровавым способом), а после ей приходится применить все свои неординарные способности, чтобы спасти отца от тюрьмы.
Американский миф и мексиканская пощечина
Создатели сериала «Уэнсдэй» покушаются на самое святое – американский миф и разоблачают «отца города» Джозефа Крэкстоуна, который оказывается жестоким религиозным фанатиком, через много лет восставшим из могилы уродливым монстром. Вызов ему, облеченному властью первому американцу, бросает мексиканская девочка Гуди Аддамс, предок Уэнсдэй.
Одна из важных линий противостояния семейки Аддамс и «нормальных» людей – высмеивание поп-культуры. В сериале «Уэнсдэй» бессмысленность неоправданной и навязчивой радости и безудержного гедонизма, принятых обществом потребления, высвечиваются саркастичным отношением главной героини, ее полным равнодушием или презрением к таким радостям жизни, как легкая неприхотливая музыка, гаджеты, мода.
Уэнсдэй на фоне одногодок выглядит вызывающе скромно: одета всегда в черно-белую одежду, не пользуется смартфоном, а текст будущей книги набирает на печатной машинке, предпочитает популярным мелодиям инструментальную классику, которую сама исполняет на тяжелой и тоже немодной виолончели. И дает настоящую пощечину обществу, отказываясь вступать в тайный школьный клуб.
Даже ставший знаменитым танец Уэнсдэй – торжество свободы самовыражения, без скучных рамок и вне общественно приемлемых норм. В этом и заключен секрет популярности сериала – пресыщенному культурой потребления зрителю Netflix оказалось необходимым, чтобы кто-то, полный самого черного сарказма, бросил ей вызов.