Как Джеймс Бонд стал «папиным кино». Голливуд и онлайн-платформы сражаются за немолодую аудиторию
«Доллары у пап такие же зеленые, как у 20-летних»Голливуд стареет вместе со всем человечеством. Сейчас на долю людей старше 65 лет приходится 9,3% жителей Земли. По прогнозам ООН, к 2050 г. пенсионеров на планете будет 22%. В США уже 19,9% населения старше 60. Хотя, как выразился обозреватель CNN Брайан Лаури, «доллары у них такие же зеленые, как у 20-летних».
Основная аудитория голливудских фильмов, согласно статистике Motion Pictures Association of America, – люди в возрасте от 25 до 39 лет. В 2019 г. они составляли 10,7 млн из 40 млн американцев, регулярно посещающих кинотеатры. Более 40% тех, кто за деньги смотрит кино онлайн или покупает физические DVD, тоже представители этой возрастной группы. Самые активные зрители принадлежат к возрастным группам 12–17 лет и 18–24. Согласно той же статистике, подростки приобретают в среднем 4,9 билета, молодые люди – 4,7 билета в год. Но и тех, кто старше, не принимать во внимание было бы глупо.
В январе 2022 г. был объявлен список номинантов на премию Гильдии актеров США – одну из самых престижных голливудских наград. И в телевизионных категориях оказалось номинировано множество ветеранов. 77-летний Майкл Дуглас за «Метод Комински», 76-летний Стив Мартин и 71-летний Мартин Шорт за «Убийства в одном здании», 70-летний Майкл Китон за «Ломку», 70-летняя Джин Смарт за «Хитрости» и «Мейр из Исттауна», 75-летний Брайан Кокс за «Наследников». Кстати, на последнем «Оскаре» три из четырех актерских статуэток достались людям отнюдь не юным: 83-летнему Энтони Хопкинсу (он стал самым пожилым обладателем награды в категории «Лучший актер»), 75-летней Юн Ё Чжон и 64-летней Фрэнсис Макдорманд. Ни возраст, ни прошлые заслуги (у Хопкинса уже был «Оскар», а у Макдорманд – два) не смутили тех, кто отдавал за «старичков» свои голоса.
Страх перед выходом в кинотеатр
Молодежь очень мобильная, «киноходящая» аудитория. В 15–25 лет легче оторваться от дивана или компьютера, встретиться с друзьями, добежать до кинотеатра и там выбрать фильм быстро и интуитивно. Люди в 45+, а тем более в 60+ еще подумают, стоит ли идти на конкретную картину или можно прожить без нее. А если и решатся, то не обязательно в первый уикенд проката. Продать таким зрителям фильм или сериал бывает очень сложно. По данным, опубликованным Statista.com, в 2021 г. 27% американцев от 18 до 34 лет каждый день смотрели в кино или на стримингах какой-нибудь фильм, а еще 28% смотрели хотя бы несколько новых фильмов в неделю. В категории 65+ эти цифры составляли соответственно 15 и 21%, а 13% заявили, что не смотрят кино вообще никогда (среди молодежи этот показатель всего 2%).
Между тем фильмы, рассчитанные на возрастную аудиторию, которая никуда не спешит, не считает скучными пожилых персонажей и умеет ценить нюансы актерской игры, в последние годы выходили регулярно и пользовались успехом. «Отель «Мэриголд»: лучший из экзотических» в 2011 г. собрал в мировом прокате $136,8 млн при бюджете всего в $10 млн, «Квартет» Дастина Хоффмана в 2012 г. – $59,5 млн при бюджете в $11 млн.
Когда кинотеатры в Америке осторожно начали открываться после первой волны коронавируса, выяснилось, что пожилые люди не готовы ходить в кино из страха заразиться. «Прежде всего имеет смысл выпускать фильмы для 18–25-летних, которые не думают, что с ними что-то может случиться», – сказал летом 2020 г. Эндрю Фрэнк, представитель дистрибутора Mongrel Media в интервью The Hollywood Reporter. В ноябре 2021 г. глава консалтингового агентства Franchise Entertainment Дэвид Э. Гросс заявил, что рассчитанные на молодежь блокбастеры на 75% восстановили доковидную посещаемость, а «взрослые» серьезные фильмы для аудитории 45+, наоборот, на 66–75% просели по сравнению с допандемийным уровнем.
Одним из самых соблазнительных для немолодой аудитории фильмов стал последний выход Джеймса Бонда – «Не время умирать». Оказалось, что для возрастных людей агент 007 значит очень много, за долгие годы он стал для них родным и сейчас вызывает воспоминания о юности, когда фильмы о его приключениях считались эталоном киноразвлечения. «Бондиана в странах Европы – это «папино кино», – говорит Александр Нечаев, главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика». – «Не время умирать» гораздо лучше выступил на тех рынках, где в кино часто выбираются зрители 45+. В азиатских странах, где аудитория в среднем моложе, он показал не впечатляющие результаты в прокате».
Как починить связь времен
Стриминговым платформам живется проще. Зрителю не надо надевать респиратор и выбираться в люди – достаточно нажать на кнопку. Особенность немолодой аудитории в том, что она любит фильмы, действие которых разворачивается в прошлом. Главные хиты – «Корона», эпос про британскую королевскую семью, действие которого начинается в 1947 г., и «Аббатство Даунтон» про британскую аристократию 1920-х гг. Однако и современность может заинтересовать: сериал «Убийства в одном здании», вышедший осенью 2021 г., стал самым популярным комедийным сериалом в истории платформы Hulu. Как заявил президент Hulu Originals Крэйг Эрвич, с каждым эпизодом аудитория сериала только росла благодаря прекрасному сарафану: даже недоверчивые зрители решались попробовать «Убийства...», выслушав мнение знакомых. Эрвич отметил, что у сериала «очень специфическая интонация», но «каждый зритель может найти в нем что-то для себя». В самой концепции воплощается связь времен: постаревшие звезды 80-х Стив Мартин и Мартин Шорт не только расследуют убийство, но и осваивают подкасты, словно знакомясь с дивным новым миром. А еще общаются с третьей героиней, которую играет 29-летняя певица и актриса Селена Гомес, и объясняют ей, например, чем Стинг отличается от Боно.
У Netflix есть свой суперхит с пожилыми звездами – «Грейс и Фрэнки» (Грейс играет 84-летняя Джейн Фонда, Фрэнки – 82-летняя Лили Томлин). И опять же трудно назвать его завязку старомодной: две женщины узнают, что их мужья на старости лет решили заключить между собой однополый брак. Супругов героини таким образом теряют, зато, сплотившись, становятся лучшими подругами. Американская компания Caring Senior Service, занимающаяся уходом за престарелыми, назвала этот сериал лучшим зрелищем для пожилых людей на Netflix (сразу после «Лучший пекарь Британии» и познавательно-видовой «Нашей планеты»).
Сериал «Метод Комински», три сезона которого выходили с 2018 по 2021 г., российский критик Татьяна Алешичева ласково окрестила «очень старперским шоу»: Майкл Дуглас играет преподавателя актерского мастерства, а другой лауреат «Оскара», Алан Аркин, – его агента и лучшего друга. У них полно возрастных болячек, от увеличенной простаты до рака в начальных стадиях, они в каком-то смысле живут прошлым. Но умудряются справляться и с диагнозами, и с современностью, и с ностальгией – и в целом, на радость аудитории, не сдаются.
Российская специфика
«Киноаудитория в нашей стране стареет – средний возраст зрителя приближается к тридцати, а у некоторых релизов и старше, – говорит Нечаев. – Люди 60+ в кинотеатры практически не ходят. А если и ходят, то в составе так называемой праздничной аудитории – кто выбирается в кино исключительно по праздникам, чаще всего – в новогодние каникулы. И, как правило, они смотрят российские фильмы». Нечаев считает, что взрослая аудитория ощутима у таких картин, как «Чемпион мира» (о знаменитом матче между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978 г.).
«В целом их запросы на развлечение почти полностью удовлетворяют центральные телеканалы. И на «Первом», и на «России 1» выходит колоссальное количество сериалов, которые можно смотреть бесплатно и которые изначально рассчитаны именно на немолодую аудиторию», – продолжает Нечаев.