«Идеальная ложь»: хороший французский триллер о политике, нечаянном убийстве – и о том, как важно уметь лгать
10 августа в прокат выходит драма с новыми звездами французского киноМадлен (восходящая звезда французского кино Ребекка Мардер – Полин из недавнего «Моего преступления» Франсуа Озона) и ее парень Антуан (Бенжамен Лаверн, снявшийся вместе с Джонни Деппом в «Жанне Дюбарри», которая сейчас идет в кинотеатрах) проводят лето на Корсике, где богатый отец Антуана арендует роскошный дом. Оба придерживаются социалистических взглядов и собираются держать вступительный экзамен в престижную Национальную школу управления. Это откроет им путь в высшие эшелоны власти и позволит изменить мир к лучшему.
Катясь по пустынной сельской дороге, Антуан показал средний палец пикапу, который, на его взгляд, слишком медленно ехал. Из пикапа вышел местный житель с ружьем и тумаками стал учить Антуана, что не стоит ему, приезжему хлыщу, показывать неприличные жесты гордым корсиканцам. Ружье, оказавшееся в руках у испуганной Мадлен, стреляет. Молодые люди в панике уезжают, оставив умирающего забияку на дороге, и решают жить дальше, будто ничего не произошло. У них впереди важный экзамен и светлое будущее. Да и вообще, трудно бороться за социально ориентированную экономику, сидя в тюрьме за убийство.
Разумеется, прошлое в самый неподходящий момент всплывет и будет преследовать Мадлен – режиссер и сценарист Сильвен Деклу строит свой рассказ как психологический триллер о тайной вине и все ближе подступающем возмездии. Однако остросюжетный жанр тут – скорее оболочка: Деклу ставит перед собой куда более амбициозные задачи, нежели просто пощекотать нервы зрителю.
Режиссер сразу расставляет важные для него акценты, и все они носят политический характер. Обрисовывает драматургические конфликты – между левыми и консерваторами. Пролетариатом и буржуазией. Между Мадлен – талантливой девушкой из простой семьи – и очень богатой семьей Антуана, к которой на ужин запросто заходят бывшие министры (яркая роль Эмманюэль Берко, известной по фильму «Мой король»).
Хозяева жизни открытым текстом признаются, что, защищая существующий порядок, оберегают, в первую очередь, свое право жить в красивых домах и пить дорогое вино «Кло Вужо». Антуан показан никчемным слизнем, для которого увлеченность идеями рабочего самоуправления – кажется, просто повод попререкаться с консерватором-отцом. Словом, как полагается в настоящем французском кино, симпатии автора на стороне левых и бедных. И если классики русской литературы подвергали симпатичных им героев испытанию любовью, Деклу устраивает своей Мадлен и ее благим намерениям испытание триллером. Порой не брезгуя шаблонами. Например, Мадлен время от времени мерещится убитый, что должно продемонстрировать зрителю ее душевные муки, словно одной актерской игры замечательной Ребекки Мардер для этого недостаточно.
В российском прокате фильм получил безликое название «Идеальная ложь», в оригинале же он называется куда выразительнее: «De grandes espérances» – «Большие надежды», как знаменитый роман Диккенса. Об этом тут и идет речь – о больших надеждах и сопутствующих им разочарованиях. В начале один из персонажей говорит, что его устраивает окружающая реальность, потому что он знает, как она устроена. Теперь это предстоит узнать и амбициозной идеалистке Мадлен. С волками жить – по волчьи выть, иначе слопают. Совместим ли этот вой хищника с заботой о всеобщем благе – вопрос открытый. Но, кажется, Деклу никаких иллюзий не питает.