Вспомнить все: как геймеры возрождают СССР
Почему советский антураж стал трендом в игровой индустрииКомпьютерная игра об альтернативном Советском Союзе Atomic Heart в 2023 г. стала одним из мировых хитов. Воображаемый СССР часто становится площадкой для игр. «Ведомости. Город» узнал у экспертов, почему это стало трендом и как связано с событиями сегодняшнего дня.
Сюжет Atomic Heart разворачивается в 1955 г. в альтернативной реальности, где СССР преуспел в технологиях и робототехнике. Советское население обслуживают роботы: Беляши со сварочным аппаратом вместо головы строят здания, Буравы – тоннели, а Балерины и Клоуны развлекают народ в Театре им. Майи Плисецкой. Главный герой – майор советской разведки Сергей Нечаев, который отправляется на засекреченное производство роботов, чтобы помочь внедрить ИИ-систему «Коллектив 2.0». С ее помощью люди смогут управлять машинами силой мысли и подключиться к единому массиву знаний. Но по дороге на майора внезапно нападают роботы. В процессе игроки выясняют, кто и зачем маскирует боевых роботов под мирных.
Atomic Heart – видеоигра в жанре «стрелялки» студии Mundfish, основанной в 2017 г. выходцами из рекламной отрасли Артемом Галеевым, Робертом Багратуни, Евгенией Седовой и Олегом Городишениным. Студия базировалась в Москве, но в феврале 2022 г. основатели переехали на Кипр и стали позиционировать компанию как международную.
Советский блокбастер
Продажи Atomic Heart начались в феврале. По данным сайта статистики видеоигр True Achievements, Atomic Heart показала рекордную стартовую неделю на Xbox в 2023 г. – ее скачали 120 000 раз. Игра обошла таких популярных конкурентов, как Hogwarts Legacy (США, 100 000 скачиваний в стартовую неделю) и Hi-Fi Rush (Япония, 70 000 загрузок). Пользователи Windows могут купить Atomic Heart через магазин Steam. Уже в первую неделю релиза игра попала в топы продаж почти всех 30 стран, где работает Steam – например, в Великобритании, США, Турции.
Спустя три недели после релиза количество игроков Atomic Heart в мире превысило 5 млн, сообщал геймдиректор игры Роберт Багратуни в своем Twitter.
Создатели активно развивают успех. На прошлой неделе вышло первое обновление игры: «Atomic Heart: Инстинкт Истребления». 6 марта 2023 г. альбом с саундтреками к игре, в котором представлены переработанные советские хиты «Трава у дома», «Арлекино» и «Комарово», возглавил российский чарт Apple Music. В мае издательство АСТ выпустило книгу «Atomic Heart. Предыстория «Предприятия 3826».
«Atomic Heart не первая игра, которая обращается к сеттингу (среда, в которой происходит действие. – «Ведомости. Город») альтернативного, фантастического Советского Союза, но одна из немногих, кто целиком посвящает этому всю игру и делает это на уровне мировых блокбастеров», – рассказала «Ведомости. Городу» Ольга Гордеева, руководитель VK Play Store (официальной площадки распространения игры в России и странах СНГ).
У советских собственная гордость
Примеры успешных игр, эксплуатирующих советское прошлое, были и ранее. Среди них можно выделить появившуюся в 1996 г. серию игр Red Alert американской студии Westwood Studios: Советский Союз не распался и участвует в мировой войне с США и их союзниками в составе Альянса. За месяц после релиза в ноябре 1996 г. игра собрала $1,5 млн, а по итогам всего года заняла седьмое место по продажам на территории США.
Затем были «Бесконечное лето», «Сибирь», Atom RPG, Partisans 1941 и др. Одна из самых популярных игр с советской тематикой, которую Atomic Heart пока не смогла обогнать, – «Бесконечное лето» (выпущена студией Soviet Games в 2014 г.). В Steam у «Бесконечного лета» 95% положительных отзывов, у Atomic Heart – 84%. По сюжету главный герой Семен попадает в прошлое: ему снова 17 лет и он отдыхает в пионерлагере «Совенок». Ему предстоит выяснить, как вернуться в свой мир.
Директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко отмечает, что на популярность игр с советским антуражем за рубежом повлияли железный занавес и соперничество военно-политических блоков во времена холодной войны. «Зарубежные геймеры живут в медийном поле и информационном контексте своих стран, массово разделяя одни и те же предрассудки, фобии и интересы. Россия сейчас находится в глобальном информационном топе в связи с украинским конфликтом. Это стимулирует интерес к ее истории, в том числе к советскому периоду», – рассуждает он.
Американские эксперты смотрят на эту тенденцию с тревогой. «Игровой мир – это платформа, которая может влиять на общественное мнение, охватывать большую аудиторию, особенно молодежную», – признает исследователь компании по кибербезопасности ActiveFence Таня Беккер в статье The New York Times. Журналисты издания посчитали, что сейчас «российская пропаганда широко внедряется» в такие игры, как Minecraft, Roblox, World of Tanks. Например, сообщают авторы статьи, в World of Tanks в мае этого года воссоздали танковый парад 1945 г. к 78-летию победы над нацистской Германией, а пользователи игры Roblox этим летом создали много персонажей в виде российских полицейских в честь Дня России.
Трава у дома
Руководитель проекта в области компьютерных клубов и киберспорта Langame Павел Голубев отмечает, что чаще всего разработчики используют сюжеты Второй мировой или холодной войн «обращаясь к милитаристским образам советского государства в депрессивных серо-синих тонах». По словам экспертов, даже в альтернативной реальности СССР показан преимущественно негативно. Изначально Советский Союз в играх был представлен как противник, а в последние 15 лет все больше проектов позволяют выступить на стороне «советских», говорит руководитель игровых проектов АНО «ГРАММА» Станислав Лаук-Дубицкий. Правда, образы СССР до сих пор нарочито мрачны и необъективны. Горбаченко считает, что образ СССР зависит от жанра игры и степени исторической достоверности. По его мнению, проекты «Ил-2 Штурмовик», «Противостояние», World of Tanks и War Thunder можно рассматривать как наглядные пособия по изучению отечественной истории.
Эксперты уверены, что России и ближайшему зарубежью игры с со- ветским сеттингом интересны прежде всего из-за любимых музыкальных хитов прошлого и знакомой обстановки. «Игроки отправляются в выдуманный мир с вымышленными персонажами, но находят множество отсылок к реальным персоналиям и событиям, что позволяет глубже погрузиться в сюжет», – объясняет Гордеева.
Ностальгия по Советскому Союзу – мощный двигатель продаж, что неудивительно: в видеоигры играет не только молодежь. Преподаватель образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов поделился результатами исследования университета за 2020 г., согласно которым средний возраст игрока в России – 36 лет, а в США – еще выше. То есть значительная часть геймеров старше 40 лет.
Кроме того, символическое наследие СССР на уровне коллективного бессознательного присутствует и продолжает влиять на коллективное поведение больших социальных групп, считает психолог, советник Российской академии наук Наталья Каурова. По ее словам, в неспокойные времена многие люди бессознательно или сознательно ищут опоры в прошлом.