Экранизация Агаты Кристи от Хью Лори, скандинавский нуар и дорама со звездой «Игры в кальмара» — отличные детективы на майские праздники
Пять разных детективных сериаловЖанр детектива, как ни странно, остается одним из самых обнадеживающих, ведь, согласно его правилам, даже при самом мрачном раскладе преступник будет найден, а правосудие — восстановлено. Самое время на праздниках наверстать упущенное и посмотреть хорошие детективные сериалы.
«Сороки-убийцы» (Magpie Murders), 2022
Британский писатель и сценарист Энтони Горовиц отлично умеет строить детектив по законам постмодернизма. В серии книг по мотивам произведений Артура Конана Дойла (например, «Дом из шелка») он заново придумывает образ сыщика всея Британии Шерлока Холмса. В цикле «Хоуторн и Горовиц» внедряет в сюжетную канву себя любимого, добавляя к интриге детали из собственной жизни. Наконец, в серии романов про редактора Сьюзен Райланд Горовиц покушается на святое: издательский бизнес, на котором держатся его слава и доход.
Сьюзен Райланд и стала героиней нового 6-серийного проекта «Сороки-убийцы» — адаптации первой книги из цикла Горовица. Въедливая женщина обнаруживает досадную неприятность: из новой детективной рукописи сверхпопулярного писателя Алана Конвея пропали последние страницы, и теперь никто не знает финала. Автора тоже не спросишь: Конвей погиб при подозрительных обстоятельствах, которые наталкивают на вывод, что имя убийцы на бумаге может подсказать подозреваемого и в реальной жизни.
Сам написавший сценарий к шоу Горовиц что в книге, что на экране мастерски жонглирует фрагментами из недописанного романа и жизни самой Сьюзен, проводя параллели и, где нужно, оставляя подсказки. И предлагает зрителю две интриги по цене одной — обе тщательно выписанные и законченные. Добавляет удовольствия и актерский состав: Сьюзен играет номинантка на премию «Оскар» Лесли Мэнвилл, а почившего Алана Конвея — лорд Варис из «Игры престолов», Конлет Хилл.
«Почему не Эванс» (Why Didn't They Ask Evans), 2022
Вслед за полнометражной «Смертью на Ниле» Кеннета Браны до малых экранов добралась еще одна экранизация Агаты Кристи от актера и режиссера Хью Лори — «Почему не Эванс». Сын викария Бобби Джонс находит на пляже упавшего (или кем-то скинутого?) человека. Вскоре мужчина умирает, успев перед этим произнести загадочное «почему не Эванс?», а в его нагрудном кармане Бобби видит фото красивой блондинки. За погибшим приезжает некая Амелия Стейн, выдающая себя за его сестру и женщину со снимка. Но сходства между реальной дамой и найденной карточкой Бобби не видит и решает сам начать расследование инцидента. Но кажется, кому-то очень не нравится его любопытство.
До Хью Лори пальма первенства экранизаций Кристи в Великобритании принадлежала шоураннеру Саре Фелпс. За последние годы эта британка выпустила пять адаптаций (начиная с «И никого не стало» и заканчивая «Бледным конем»), в каждой представляя все более мрачную трактовку первоисточника. В «Почему не Эванс» также хватает жестокости и пессимизма: ведь здесь, не в пример некоторым сюжетам Кристи, речь впоследствии пойдет сразу о нескольких убийствах. Но любую не самую веселую ситуацию Хью Лори (актер также выступил автором сценария) умело разбавляет ироничными репликами и забавными сценами в исполнении молодых актеров. Самого Бобби играет британец Уилл Поултер из «Солнцестояния», его подругу — стильная звезда «Богемской рапсодии» Люси Бойнтон. На десятом плане в кадре появляется и Эмма Томпсон, и сам Лори в роли, конечно же, доктора.
«Детективы из Челси» (The Chelsea Detective), 2022
Остроумный эксцентрик (почти Холмс) и надежный трудяга (без пяти минут Ватсон) в роли исследователей больших и малых дел — одна из главных примет детективного жанра. Но что если первый участник дуэта — упитанный мужчина средних лет, решающий дела с чувством, толком и расстановкой, а вторая — молодая мать, спасающаяся от круглосуточного ухода за ребенком в офисе?
Несмотря на общее благополучие лондонского района Челси, главные герои сериала — инспектор Макс Арнольд и Прия Шамси — недостатка в загадочных происшествиях не видят: то бесследно пропадает известный шеф-повар, то погибает странной смертью охранник стадиона. «Детективы из Челси» степенны и прозрачны — в духе эпизодов из шоу «Чисто английское убийство» или историй из жизни скромной мисс Марпл. Макс переживает смерть отца и расставание с любимой супругой, коротает дни на утлой лодчонке на Темзе и думает над делами, наигрывая этюды на фортепиано, Прия — нарезает круги по стадиону, на пробежке спасаясь от домашних дел, боится оказаться плохой матерью своей новорожденной дочери и пытается поддерживать отношения в браке. То, как эти герои живут и дышат, определяет и то, как они думают и к каким выводам приходят, разыскивая убийцу. Не самые сложные причинно-следственные связи — но к таким методам дедукции шоураннеры сериалов прибегают на удивление редко.
«Каштановый человечек» (The Chestnut Man), 2021
Скандинавским нуарам у ценителей детективов отведено отдельное место. В историях из этой части Европы чаще всего фигурируют отрезанные конечности и особенно жестокие убийства, а социальное обычно превалирует над криминальным. Психологизмом и интересным высказыванием на тему социальных проблем внешне благополучной Дании запоминается и экранизация романа Сорена Свейструпа «Каштановый человечек».
Свейструп числился в сценаристах популярного сериала «Убийство», а также адаптировал для экрана книгу «Снеговик» другого скандинавского автора, норвежца Ю Несбё. История, рассказанная в «Каштановом человечке», словно бы смутно знакома любителям похождений Харри Холле. Жестокий маньяк в Копенгагене убивает женщин, отрезая им разные части тела и оставляя на месте преступления фигурки из каштана. После очередного нападения на «сувенире» от убийцы найдены отпечатки пальцев пропавшей год назад дочери датского министра, и виновный уже сидит за решеткой. Убитые горем родители девочки вынуждены переживать ее потерю вновь, а полицейские — удваивают усилия, пытаясь связать воедино два разных дела. Для ускорения процесса на подмогу следовательнице Найе Туллин приезжает сотрудник интерпола Марк Хэсс. А маньяк тем временем продолжает убивать.
Все идет, как и положено в скандинавских детективах: ленивые полицейские препятствуют дотошным Найе и Марку, сваливая вину на первого же подозреваемого, датское министерство полно секретов, а загадочный маньяк, кажется, узнается с первого появления в кадре. Но это не отменяет, а скорее даже выводит на первый план тот не сразу различимый слой, в котором за полицейскими отчетами и официальными речами проступают черты реальных людей, прячущих за фасадами идеальных домов страшные секреты.
«Монстр» (Goemul), 2021
Остросюжетная «Игра в кальмара» и другие корейские сериалы доказывают, что тамошние кинематографисты не меньше европейских поднаторели в психологизме и препарировании грехов человеческих. Яркий пример — сериал «Монстр», чей сюжет завязан на давнем нераскрытом преступлении и неожиданном продолжении страшной истории многие годы спустя.
Упрямый сержант полиции из Маньяна Ли Дон Сик когда-то проходил одним из подозреваемых в деле о пропаже его родной сестры. Однажды ночью та не вернулась домой, в их саду были найдены фаланги 10 женских пальцев, а в поле неподалеку — тело еще одной девушки.Через 20 лет после этого происшествия в отделение полиции Ли Дон Сика поступает на работу новый напарник, сын местной шишки Хан Джу Вон. Герои вступят в конфронтацию, но ради общего дела объединят усилия: ведь начатые когда-то жестокие расправы вновь продолжатся — и у Ли Дон Сика появится шанс найти убийцу сестры.
По части остросюжетных поворотов и неожиданных развязок корейцы способны дать фору любому другому детективу: на протяжении 16 серий на месте подозреваемых побывают, кажется, все появившиеся в кадре герои, а самим полицейским придется не раз замарать руки, чтобы сдвинуть расследование с мертвой точки. Но настоящие эмоциональные качели устраивает неподготовленному зрителю не столько сюжет, сколько тональность: в этом шоу ироничное тесно соседствует с трагичным, а между смехом и слезами может пройти не больше секунды. С непривычки такие перепады в атмосфере могут и удивить. Есть, впрочем, в «Монстре» и кое-что привычное: актер Хо Сон Тхэ, хорошо знакомый зрителям после «Игры в кальмара».