Домашние скульптуры и эковыставки: как изменится искусство
Творческое сообщество в России ищет новые подходы к современному зрителюИскусство в России стоит перед новыми задачами. Его центральной темой становится поиск альтернативных подходов к современному зрителю.
Поиск идентичности
Из-за санкций российское искусство, а точнее, творческое сообщество оказалось вне зарубежного влияния. Теперь отечественным творцам придется найти собственную идентичность и уникальный ключ к зрителю, оставшемуся в России. «Как мы сами себя воспринимаем?» – это центральный вопрос, на который нужно найти ответ в абсолютно разных сферах – от образования до современного искусства. При этом нас точно не ждет возвращение тренда на «русскость»: матрешки, балалайки и шапки-ушанки из девяностых – это образы, направленные на экспорт, формирование «витринного» стереотипа о русском человеке. Сейчас для нас критически важно обрести собственный голос, который будет отзываться внутри нас самих – подобно голосу дягилевских сезонов в начале XX в. В результате принцип site-specific («ориентированность на окружающую среду») перейдет из паблик-арта на другие виды искусства. Искусство больше не обращается к голове, его задачи – затронуть чувства и эмоции зрителей здесь и сейчас, способствовать социальной разрядке и трансформировать негативные эмоции в нейтральные или позитивные.
Расцвет малых форм
В 1990-е гг. живопись выкинули из обоймы, отрицая достижения советских деятелей искусства. Сейчас же все сильнее разрастается тренд на переосмысление и более детальное рассмотрение прошлого, возвращение к творчеству шестидесятников, художников сурового стиля и т. д. В живопись на смену постмодерну, направленному на переосмысление традиционных образов, приходит забытая изобразительность, в основе которой лежит образ действительности – той самой, что побуждает к эмоциям и обращается к внутреннему «я». Нас ждет и расцвет малых форм. Молодежь – как основной потребитель нового искусства и переосмысленного старого – не стремится к помпезности, в некотором роде даже аскетична в поиске себя. При этом молодым людям важно оставлять на память что-то от соприкосновения с творчеством – особенное, но компактное. Такое отношение к искусству разительно отличается от глобального тренда «жить по подписке». Если смотреть сериалы, читать книги, тренироваться и ездить на машинах молодежь готова за небольшую ежемесячную плату, то предметами искусства она все-таки хочет обладать по-настоящему.
Именно поэтому небольшие репринты известных работ, маленькие скульптуры, инсталляции в интерьере станут еще одной формой доступного искусства. Доступного не только из-за стоимости билетов на выставку, но и из-за возможности привнести его часть в свой дом, в свое «безопасное место». Так, в квартире сегодняшнего молодого человека сейчас можно найти работы Кирилла Басалаева, расписанный Платоном Додиком скейт или картину от Даши Томской – созвучные духу современного времени и близкие молодежи по контексту. Один из примеров проектов, которые приходят к зрителю самостоятельно, – февральская open air выставка «Доставка эмоций» в Люберцах. Картины с изображением разных человеческих эмоций и чувств на дронах облетели один из жилых домов – и дали его жителям возможность соприкоснуться с искусством, не выходя из собственной квартиры.
Другие форматы быстрого взаимодействия с творческими проектами: по-прежнему улица, благодаря развитию паблик-арта, и digital – из-за стремительного развития индустрии NFT и экспериментов в области медиаарта. Например, в середине февраля студия новых медиа Zavtra открыла свою NFT-галерею искусства в Москве – новое пространство для художников и крупных брендов, готовых продемонстрировать зрителям свои digital-коллекции.
Искусство маленьких шагов
В ситуации общей неопределенности для человека важно иметь собственную зону ответственности – некое пространство или дело, которое он может контролировать самостоятельно. Таким оазисом становится, например, экологическое движение. А также появление все большего количества выставок, посвященных этой теме, – в Третьяковке («Живое вещество», «Да живет иное во мне»), в Дарвиновском музее (творческая лаборатория «Москва. Среда обитания»), на форуме «Чистая страна» (модный показ из переработанной одежды, созданной совместно с современными художниками) и т. д. Для искусства 2022 год – один из переломных моментов. То, каким будет российский творческий дискурс, теперь решает не общественное мнение, а зритель, который отчаянно нуждается в опоре и безопасном проживании собственных эмоций. И если психолог работает с каждым своим подопечным точечно, раскапывая его внутренних демонов и примиряя его с ними, то художник создает общий эмоциональный фон, задает обобщенное восприятие действительности с помощью творчества.