Театральные премьеры мая: музыкальные вечера со звездами МХТ и документальная опера о создателе водородной бомбы Андрее Сахарове
Что посмотреть в театрах МосквыМайские премьеры самые рискованные. Ведь театрам приходится конкурировать не между собой, а с первыми теплыми вечерами. Поэтому на афиши выносят стопроцентные хиты или постановки на малых сценах.
Товарищ песня
Во всех смыслах из хитов постановка режиссера Марины Брусникиной «А за окошком месяц май», которую МХТ им. А. П. Чехова приурочил ко Дню Победы. Это, по сути, концерт, состоящий из всем известных песен: «На заре» группы «Альянс», «Монолог» Аллы Пугачевой, «Верю я» Жанны Агузаровой и группы «Браво». Поют все звезды МХТ: Ирина Мирошниченко, Евгения Добровольская, Юрий Стоянов, Игорь Верник, Кристина Бабушкина, Артем Быстров и др. Вообще, майские музыкальные вечера – это многолетняя традиция МХТ, но в этом году репертуар по понятным причинам переосмыслили. «Жизнь, любовь, вера, зачем, почему, ради чего, кто мы» – такие метки расставляет Брусникина в этом концерте. Для обычных зрителей играют два вечера – 7 и 8 мая. Дневной спектакль 8 мая будет дан в рамках благотворительной акции «Открытый занавес» для эвакуированных в Россию жителей Донбасса, представителей волонтерских, ветеранских, молодежных организаций и многодетных семей.
Москва – Берлин
Театр наций сразу после праздников выкатывает один из главных блокбастеров сезона – спектакль «Кабаре». Режиссер Евгений Писарев решил сделать из предложенного материала не мюзикл, а драматическую постановку с музыкальными номерами и пригласил для этого на главные роли театральных звезд – Александру Урсуляк из Театра Пушкина, Сергея Кемпа из Театра Ермоловой и Дениса Суханова из «Сатирикона». Их Салли Боулз, Клик и конферансье – главные двигатели сюжета. «Литературной основой для мюзикла послужили роман Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин» и пьеса Джона ван Друтена «Я – камера», – рассказывает «Ведомости. Городу» Писарев. – Ознакомившись с этим материалом, я был впечатлен: в этой истории есть столько возможностей, столько сценического потенциала! Кроме того, это мощная драматургия, она работает сама по себе независимо от гениальной музыки. Мне было важно, чтобы драматическую линию играли хорошие актеры. Я в меньшей степени переживаю о том, как они споют и станцуют». Премьерный блок назначен с 12 по 15 мая.
Трудно умереть насовсем
Театр Моссовета живет в ожидании большой постановки своего худрука Евгения Марчелли – «Шекспирагамлет». В новой версии одной из главных пьес мирового репертуара роль Офелии должна сыграть Анна Галинова, которую многие помнят по рекламе ЕГСН «Марья Ивановна продала квартиру…». Но пока точная дата премьеры еще не определена. На сцене «Под крышей» 12 мая выпустят спектакль «Человек в закрытой комнате» по одноименной пьесе Татьяны Загдай, многолетней участницы фестиваля современной драматургии «Любимовка». Жанр значится как «театральное роуд-муви» или «история о том, как трудно умереть насовсем». Среди исполнителей нет звезд, но это пойдет спектаклю только на пользу: актеры будут следовать написанному тексту, а режиссеру не придется идти на болезненные компромиссы с примадоннами.
Лица стерты
Художник и режиссер Савва Савельев представляет в «Гоголь-центре» масштабный музыкально-драматический спектакль «Берегите ваши лица» по пьесе Андрея Вознесенского. Когда-то этот текст ставил в Театре на Таганке Юрий Любимов, но после трех аншлаговых показов советские власти наложили на него запрет. Больше к пьесе никто не подступался, да и найти ее было непросто. Спустя 50 с лишним лет миллиардер Леонид Богуславский, наследник Вознесенского, передал «Гоголь-центру» сохранившийся экземпляр издания, а Савельев сделал новую инсценировку. Получился спектакль о свободе творчества и праве быть собой. Над саундтреком колдует группа Shortparis, а за оммаж старой Таганке отвечает Вениамин Смехов, исполняющий одну из главных ролей. Премьера опять же 12 мая.
Еще раз про любовь
В Театре Романа Виктюка премьера нового спектакля «#Люблюнемогу» также назначена на 12 мая. Зал, поверьте, будет полон, потому что молодой режиссер Дмитрий Голубев отдал главную роль опытнейшему Дмитрию Бозину, круг почитателей которого сформировался еще во время блистательных виктюковских постановок. Вторая составляющая аншлага – милая пьеса-альманах Ольги Никифоровой со смешными и трогательными, счастливыми и драматичными любовными историями, произошедшими в большом городе. Критики, конечно, поморщатся, но ведь должен же сегодня кто-то просто говорить о любви – как будто безымянным соседям по купе в поезде.
Лабораторная работа
Другое дело – спектакль «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова, который пройдет 14 мая. В основе постановки местного режиссера Андрея Гончарова ранняя проза Евгения Замятина, и в ней все непросто. «Страсть, любовь, вожделение, страх смерти, земля рожающая, урожайная и земля, в которой умирают, преступление и наказание, женщина и мужчина, душа и тело» – так описывается содержание на сайте театра. Там же зрителей предупреждают, что «типичный замятинский сказ превращается в метафорическое действие и почти оперу». У «Чрева» долгая дорога к зрителю. Работа над сценарием стартовала еще весной 2018 г. С тех пор тема домашнего насилия, ярко описанная автором, никуда не делась, но уж точно выбыла из топа проблем. Удастся ли Гончарову придать своей постановке больший масштаб и сделать ее о насилии сильных над слабыми, узнаем на премьере. По крайней мере, опыт работы со сложными текстами у режиссера богатый.
Ангелы и демоны
В этот же день театр «Школа современной пьесы» покажет новый спектакль Иосифа Райхельгауза «Ангелы вышли покурить» по пьесе Олега Маслова, которого Иосиф Леонидович полюбил после работы над другим спектаклем – «Бешеный хворост». «Несмотря на то что сценическая версия «Хвороста» сильно отличается от первоначального текста, автор не протестовал, как это часто бывает с драматургами. Принял режиссерское решение. И это о многом говорит: Маслов понимает особенности современного театра, в котором лидерство принадлежит режиссеру. Стали обсуждать возможные сюжеты следующей пьесы – и Маслов будто бы угадал то, что меня по-настоящему волнует: тема веры и неверия», – рассказал «Ведомости. Городу» Райхельгауз. В программке в рекламных целях жанр спектакля обозначен витиевато – «чудо в одном действии». «На самом деле есть там чудо или его нет – вот в чем вопрос нашего спектакля, – говорит режиссер. – Жанр, пожалуй, мой любимый: трагифарс. Это когда весь спектакль много смеешься, а в конце хватаешься за сердце». Главную роль исполняет Александр Галибин – тонкий артист с внешностью интеллектуала, который прославился после выхода сериала «Мастер и Маргарита» на одном из федеральных каналов. Сам актер верующий человек и это важно для понимания его героя, считает режиссер.
Каллас навсегда
19 мая на малой сцене Театра наций покажут давно анонсированный спектакль про легендарную певицу Марию Каллас, которую сыграет актриса Сати Спивакова. Изначально это должна была быть постановка известной пьесы американского драматурга Терренса Макнелли «Мастер-класс», но в результате работы творческая группа во главе со свежеиспеченным лауреатом премии президента для молодых деятелей культуры Дмитрием Сердюком ушла от оригинала так далеко, что от именитого автора ничего не осталось. Новая пьеса получила название «Канарейка» – именно так называл Каллас ее возлюбленный, миллионер Аристотель Онассис. Сюжет строится вокруг последних трех дней жизни оперной дивы. Перед зрителями несчастная женщина, утратившая все: мировую славу, голос и любимого.
Ноты и факты
Пока тесный подвал театра «Практика» на ремонте и спектакли играются в Музее Москвы, у режиссера Юрия Квятковского появилась возможность поставить нечто масштабное. И этим нечто стала опера-мистерия «Аскет» по биографии лауреата Нобелевской премии Андрея Сахарова. «Документальная опера – это жанр, в котором либретто сочиняется на основе документальных материалов, а не художественного произведения, – рассказывает «Ведомости. Городу» Квятковский. – Я как режиссер давно работаю с ним. Превращать факты в либретто мне кажется самым правильным процессом для оперного жанра». Работа над «Аскетом» шла два года, и 31 мая Квятковский обещает показать результат. «История Сахарова – это история страны, именно поэтому она отзывается в нас, – говорит режиссер. – Его личность, биография и судьба безусловно являются частью нашего прошлого. А нам интересно и необходимо изучать историю места, где мы живем, чтобы что-то понять про себя». В музыкальной основе оперы христианская месса, в драматургической – евангельские перипетии. Семь дней недели – семь частей спектакля. Зрителям нужно приготовиться, что искусство будет входить в них через боль и преодоление.