Шесть театральных премьер: что смотреть зимой
Горячий сезон: лучшие новые постановки столичных театров – в обзоре «Ведомости. Города»Холодный сезон на улице – горячий для театров: зрители переполняют залы, премьеры выходят одна за другой. Советский «Ла-Ла Ленд», Борис Годунов в спортзале современной школы, дебют киномэтра Сергея Урсуляка, неразгаданные загадки Владимира Набокова – в московских театрах зимой будет интересно.
«Слава. Молодость»
Художественный руководитель Театра на Бронной Константин Богомолов уже обращался к пьесе советского поэта и драматурга Виктора Гусева. В 2018 г. он поставил «Славу» на сцене питерского БДТ им. Г. А. Товстоногова с блистательной Ниной Усатовой («Холодное лето пятьдесят третьего»», «Поп», «Мусульманин») в роли Марьи Мотыльковой. Тогда Богомолов в интервью изданию «Собака.ру» говорил, что «это пьеса о хороших людях, советский «Ла-Ла Ленд». Спустя пять лет к авторскому названию он добавляет слово «молодость», подчеркивая, что новый спектакль – героическая мелодрама о любви, молодости, мечтах и бесконечной жажде славы, которая сопровождает всякого человека, входящего во взрослую жизнь. Вместо Нины Усатовой у него теперь гораздо менее взрослые артистки Наталья Щукина и Катерина Васильева – не зря же в названии постановки появилось второе слово. В остальных ролях совсем уж молодежь – от Никиты Худякова, сыгравшего в этом году главную роль в спектакле «Турандот», до Анны Патокиной, полюбившейся критикам за роль в «Тане».
«Борис Годунов»
Режиссер Петр Шерешевский, как только выпустил в октябре «Маскарад с закрытыми глазами» в МХТ им. А. П. Чехова, тут же приступил к «Борису Годунову» в Театре наций. И кажется, решил учесть все ошибки предыдущей постановки: она короче – два часа без антракта вместо трех часов в МХТ – и более цельная по замыслу. После смерти Борис Годунов оказывается в своем персональном аду, который выглядит как стандартный школьный спортзал, и перед ним проносятся главные события его биографии. «В начале спектакля зрители увидят обыкновенный спортивный зал, а потом мы начнем его разламывать, как разламывается сознание главного героя, и из предметов школьного обихода будут возникать разные архетипические образы. Например, в финале – картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина», – рассказал «Ведомости. Городу» Шерешевский. Все события трагедии Пушкина адаптированы режиссером к реалиям жизни обычной школы, и это выглядит как минимум забавно. А некоторые реплики персонажей звучат настолько актуально, что кажется, будто они сочинены вчера. В главной роли – Игорь Гордин, ставший одним из самых востребованных артистов среднего поколения: чего только стоят его работы в нашумевших сериалах «Балет», «Нулевой пациент» и «Содержанки».
«Другая сказка»
Спектакль «Другая сказка» – это дебют мэтра кинорежиссуры Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Праведник») на театральной сцене. Состояться он должен был еще несколько лет назад в «Современнике», но, как говорится, что-то пошло не так. И вот «дуракаваляние со смыслом по пьесам Евгения Шварца» анонсировал в начале сезона художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского Егор Перегудов – и по совместительству зять Урсуляка, муж его младшей дочери Дарьи. В результате семейного подряда родился занятный микс из пьес Шварца – «Дракона», «Тени», «Голого короля» и даже киносценария «Каин XVIII», дописанного после смерти Шварца знаменитым драматургом Николаем Эрдманом. Режиссер сразу предупреждает, что не пытался следовать театральной моде, «это постановка ретрограда», рассчитанная на тех, кто расположен к легкому восприятию театра.
«Пигмалион»
Для постановки этой знаменитой пьесы Бернарда Шоу нужно как минимум два ярких артиста – на роли профессора Хиггинса и цветочницы Элизы Дулиттл, которой суждено измениться настолько, чтобы легко войти в высшее общество. Режиссер Виктор Крамер решил не экономить и для нового спектакля в Театре сатиры помимо известного актера Сергея Чонишвили («Петербургские тайны», «Пепел», «Содержанки») и молодой звезды Ангелины Стречиной («Мир! Дружба! Жвачка!», «Триггер», «Пищеблок») пригласил на роль миссис Хиггинс народную артистку России Алену Яковлеву, приму театра. Хорошо знакомый сюжет «Пигмалиона» режиссер лишает какой-либо привязки к эпохе, помещая его в выдуманный мир некой лаборатории, где Хиггинс изучает фонетические особенности речи разных людей, их интонации, тембр, манеры. Отсюда многочисленные фонографы как главный элемент сценографии, за которую Крамер традиционно отвечает сам. «Для меня сценография – это не место действия, это образ. Тот мир, который нарисован и воплощается сейчас мастерскими, мир странный, небытовой, нереальный, построенный на фантазии на тему звука», – объяснил Крамер «Ведомости. Городу».
«Приглашение на казнь»
Владимир Набоков – нечастый гость на московской театральной сцене. Художественный руководитель «Практики» и главный режиссер РАМТа Марина Брусникина решила пуститься в авантюру не во вверенных ей театрах, а на стороне. На сцене Театра Ермоловой она поставит роман, который сам Набоков считал поэмой в прозе. Сценическую редакцию «Приглашения на казнь» для Театра Ермоловой написал Ринат Ташимов, один из самых востребованных молодых драматургов. Он автор пьес «Кульминация», поставленной в МХТ им. А. П. Чехова, «Первый хлеб», вышедшей в «Современнике», «Форрест» – в Театре Ермоловой. Ташимов постарался сохранить все сложное художественное пространство, созданное автором, и подвести Брусникину к решению многочисленных набоковских загадок. Главная из них – всегда ли есть выход и спасение, если твоя индивидуальность трагически не совпадает с окружающим миром. «С Набоковым я работаю первый раз, – рассказала Брусникина «Ведомости. Городу». – Именно поэтому мне так интересно разгадывать его загадки, работать с его миром, пытаться найти адекватный театральный ход к такому насыщенному, богатому, музыкальному тексту. Оказалось неожиданным, насколько этот роман эмоционален, раньше я так его не воспринимала». Театралам со стажем будет интересно сравнить новую версию «Приглашения на казнь» с постановкой режиссера Валерия Фокина 1989 г., осуществленной на этой же сцене.
«Человек и джентельмен»
Актера Олега Пышненко зрители знают по многочисленным ролям в Театре им. Пушкина («Зойкина квартира», «Эта прекрасная жизнь», «Женитьба Фигаро»). Четыре года назад он поставил здесь же вполне бодрый детектив «Инспектор пришел» по пьесе английского писателя Джона Бойтона Пристли, и вот новая режиссерская работа, и снова по проверенному временем материалу – комедии знаменитого итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо. Его «Человек и джентльмен» – это театр в театре. Маленькая труппа гастролирует в курортном городке и оказывается вовлеченной в перипетии личной жизни своего импресарио. Не обойдется, конечно, без полицейского участка. Должно быть смешно. По крайней мере, артисты в постановке заняты первоклассные: Владимир Майзингер, Александр Арсентьев, Анна Кармакова, Вероника Сафонова.