Что слушать этой зимой: блокбастер в Большом и премьера оперы «Война и мир»
Чайковский и Мусоргский в новой интерпретации и предновогодние выступления мэтровЛюбителей музыки ждет много премьер: Чайковский и Мусоргский в новой интерпретации в Большом театре и «ГЭС-2», Наташа Ростова и Андрей Болконский как отдельные герои в опере «Война и мир», а также «турецкий» сюжет от нижегородцев. А еще новогодние выступления Валерия Гергиева, Дениса Мацуева и Теодора Курентзиса. Что столичные музыкальные театры и концертные залы приготовили для своих слушателей в зимнем сезоне – в обзоре «Ведомости. Города».
Премьера балета «Пиковая дама»
В Большом театре появится новый балетный блокбастер: «Пиковую даму» ставит хореограф Юрий Посохов, автор «Героя нашего времени», нашумевшего «Нуриева», «Чайки». Камерную пушкинскую историю хореограф вместе с драматургом Валерием Печейкиным перекладывает на большой двухактный балет с роскошными массовыми сценами. А петербургский композитор Юрий Красавин, который блистательно дебютировал в Большом как автор балета «Танцемания», адаптирует музыку знаменитой оперы в собственной интригующей манере: говорят, в партитуру введена гармошка, инструмент для «Пиковой» неожиданный. Как рассказывал этим летом в интервью изданию «Коммерсантъ» режиссер, метаморфозы коснутся партии Графини, которая предстанет в нескольких образах: от молодой женщины, Венеры Московской, до инфернальной фигуры-призрака (возможно, в мужском исполнении). Учитывая, что все названные выше балеты Посохова получили «Золотую маску» за лучший спектакль, его новая постановка, безусловно, заслуживает внимания. Тем более что в спектакле примут участие как примы и премьеры, так и молодые и перспективные артисты труппы.
Историческая сцена Большого театра
14, 18–21 декабря
«Раскол. Пять актов о «Хованщине» – мировая премьера
Календарный год в «ГЭС-2» завершится мировой премьерой сочинения Антона Светличного «Раскол. Пять актов о «Хованщине». Сочинение это написано по заказу Дома культуры. Очевидно, сложные времена требуют сложных тем, а события конца XVII в., на которых построен сюжет оперы Мусоргского «Хованщина», – из таких. Восшествие на трон Петра Первого было кровавым: жестокое подавление стрелецких бунтов, церковная реформа – трагический разлом коснулся всех слоев общества. Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Композитор из Ростова-на-Дону Антон Светличный работает именно с партитурой Мусоргского, а посвящает премьеру режиссеру Дмитрию Чернякову и его «Хованщине», поставленной в Мюнхене в 2007 г. Метод, который выбрал композитор для своего опуса, – своего рода пересочинение, когда музыка словно пропускается через эстетику и техники другого времени. Самое известное сочинение такого рода – «Зимний путь» Ганса Цендера по вокальному циклу Франца Шуберта, его несколько лет назад привозил в Москву дирижер Теодор Курентзис.
Актовый зал «ГЭС-2»
20 декабря
Мацуев и Гергиев – предновогодняя феерия
Главные музыкальные великаны выступят в Москве в канун Нового года. Денис Мацуев и его друзья покажут в Москве программу на стыке классики и джаза. Вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром пианист исполнит Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина, затем прозвучат «Симфонические танцы» из романтичной «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна. А уж потом начнется искрометная и полная музыкального юмора череда джазовых импровизаций, в которых вместе с Мацуевым участвуют виолончелист Борислав Струлев, домбристка Екатерина Мочалова, контрабасист Андрей Иванов и перкуссионист Александр Зингер.
Валерий Гергиев, оркестр Мариинского театра и солисты Молодежной академии представят в столице оперу Россини «Золушка». Лучшего способа для создания праздничного настроения не придумать: сказочная лирическая история здесь приправлена изрядной долей шуток. Вокальные партии созданы для исключительно виртуозных исполнителей, а партия Золушки в репертуаре – гордость всех сопрано мира. Полусценическая версия предполагает декорации и костюмы, так что на сцене Концертного зала им. Чайковского разыграют настоящий спектакль.
Концертный зал им. Чайковского
27 и 30 декабря
Теодор Курентзис и MusicAeterna
Традиционный предновогодний концерт Теодора Курентзиса и оркестра MusicAeterna посвящен музыке советского композитора, пианиста и дирижера Сергея Прокофьева. Условно программу можно было бы назвать «До и после модернизма»: в нее вошли Первый скрипичный концерт, оконченный совсем молодым композитором в год революции, и Пятая симфония, премьера которой состоялась зимой 1945 г. Романтизированный, лирический концерт и эпическая монументальная симфония, между ними – годы эмиграции, период экспериментов, поиск музыкального языка, попытка ответить на вызов времени.
Первый скрипичный концерт, который, по словам автора, обещал «быть трогательным», Прокофьев писал, переживая влюбленность, которая затмевала предчувствие глобальных катаклизмов. Симфонию – вернувшись из эвакуации, пытаясь написать оммаж «величию человеческого духа». По легенде, на премьере в Большом зале Московской консерватории Прокофьев дирижировал сам – и как только он поднял руки, раздался грохот салюта, которым в то время отмечали победы на фронте. Триумфальная кода первой части симфонии как будто живописует торжественные залпы. Сольную партию в концерте исполнит концертмейстер MusicAeterna, виртуозная скрипачка Ольга Волкова, которая совмещает работу в оркестре и сольную карьеру.
Большой зал консерватории
28 декабря
Премьера оперы «Война и мир. Наташа и Андрей»
Снова музыка Сергея Прокофьева. На открытии Крещенского фестиваля в театре «Новая опера» представят премьеру спектакля «Война и мир. Наташа и Андрей» по его знаменитой опере. Основываясь на том, что сам композитор работал над текстом своего сочинения до конца жизни, больше 10 лет, предполагая самые разные варианты исполнения масштабной партитуры, постановщики выбирают камерную линию повествования. В центре ее, как следует из названия, фигуры и взаимоотношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского, их чувства, попавшие в жернова истории. Любопытно, что историю эту расскажет команда молодых артистов и постановщиков, что может стать ключом к прочтению оперы. Проект – интересный пример коллаборации трех институций внутри одного города: театра «Новая опера», Молодежной оперной программы Большого театра и Мастерской Брусникина.
«Кто они, сегодняшние Наташи, Андреи, Пьеры, Элен и Анатоли? Я хочу это понять, услышать, увидеть в этой работе, – сказал на презентации проекта руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. – Как и герои романа и оперы, мы живем в переломную эпоху. Хочется верить, что так же, как и тогда, не только трагические исторические коллизии, но и большая любовь решает судьбы людей».
Театр «Новая опера»
19, 21 и 23 января
«Похищение из сераля»
Гастроли Нижегородского театра оперы и балета в Москве, с тех пор как два года назад музыкальным руководителем труппы был назначен Дмитрий Синьковский, стали регулярными. Синьковский – скрипач, певец, дирижер и любимец российской и европейской публики – сделал имя на барочном репертуаре. Его оркестр La voce strumentale аккомпанировал лучшим певицам – от россиянки Юлии Лежневой до американки Джойс Дидонато. В феврале Синьковский привезет в Москву оперу Моцарта «Похищение из cераля» – с пылу с жару, поскольку премьера оперы в Нижнем Новгороде пройдет как раз в эти же дни. В составе заявлена Надежда Павлова, и это большая удача: певица сегодня находится на пике формы, она востребована и в России, и за рубежом, а ее владение моцартовским стилем совершенно.
Концертный зал им. Чайковского
22 февраля