Нонна Гришаева: «Театр – это живой обмен энергией со зрителем»

Актриса театра и кино рассказала о новых проектах и о том, почему не рада блогерам в кино
Личный архив
Личный архив

18 марта на ТНТ стартует новый сериал «Наследство» с актрисой Нонной Гришаевой в одной из главных ролей. В интервью «Ведомости. Городу» она рассказала, как теряла роли из-за того, что слишком молодо выглядит, и почему не рада непрофессионалам в кино.

– Скоро увидит свет комедийный сериал «Наследство» с вашим участием, где вы играете женщину, которая пытается выжить в непростое время. Вы со своей героиней чем-то похожи?

– Думаю, да, у нас с героиней есть общие черты. Это самоирония и какая-то жесткость, непримиримость. Ну и, конечно, женское обаяние.

Это сериал об одной семье, история которой началась в 90-е. Я играю жену главного героя, мать троих детей. Моя молодость прошла в 90-е годы, я тоже тогда выходила замуж и очень хорошо помню это время. Во многом я понимаю, почему моя героиня в итоге такая, почему она так себя ведет. Ей пришлось через многое пройти.

Моей семье в 90-е тоже пришлось пройти через испытания: много было неприятных историй с бандитизмом и с ограблениями. У меня не раз отбирали деньги, когда я возвращалась одна с работы домой, – таким тогда был район Кузьминки, в котором я жила.

И я прочувствовала, что такое бедность. Я очень хорошо помню, как у меня не было денег, чтобы доехать на репетицию в Театр Вахтангова. Я собирала мелочь по карманам на вешалке в коридоре, чтобы мне хватило на один жетон метро. А мою героиню с тремя детьми бросил муж. Ей нужно было выжить в то непростое время и поднять троих детей.

– Шоураннеры представляют эту историю как ту, в которой каждый узнает свою семью. Что-то от вашей семьи в ней есть? 

– Да, у меня есть перекличка с моей семьей. У меня тоже мама и папа – из разных слоев общества (Нонна родилась в семье разнорабочего Валентина и учителя английского языка Маргариты). Как у моей героини и героя Саши Робака.

– Автор сценария Аня Мирохина рассказывала, что писала эту роль специально под вас.

– У меня тогда было много проблем по графику. Но поскольку действительно Анна видела только меня в этой роли, мне пришлось сдвинуть все планы и подстроиться под съемочный период. Я даже сократила свой отпуск летом ради этого проекта.

И когда роль пишется под тебя – это счастье. К тому же в этом сериале у меня были замечательные партнеры – Саша Робак и Алена Бабенко. Мы вместе что-то придумывали на съемочной площадке, и творить – это было очень весело. Я от съемочного процесса получила огромное удовольствие.

– Этот сериал отправляет зрителей в прошлое. Сейчас вообще тренд на ностальгию, в том числе и по эпохе СССР. Вам это близко?

– Я бы с удовольствием снялась бы и в таком проекте. Мы как раз сейчас с мужем каждый вечер смотрим сериал «ГДР». 

У меня лично это время всегда вызывало ностальгию. Может быть, потому что это мое детство. И мое детство в Советском Союзе было абсолютно счастливым. Я четко ощущала и понимала эту дружбу. Мы с моей детской театрально-хоровой студией приезжали на гастроли в Латвию, и нас так принимали! Я с девочкой, у которой тогда жила, до сих пор близка – то есть вот эту дружбу мы пронесли через всю жизнь. Я помню, как приезжал из Грузии папин друг и какие столы он накрывал. Очень моя ностальгия связана с грустью. Потому что, к сожалению, мы все это растеряли.

– Вы заговорили о своем детстве в СССР. Есть поверье, что актеры очень тяжело переживают смену игрового возраста. Вы с этим столкнулись?

– Меня еще 10 лет назад в сериале «Папины дочки» сделали бабушкой, хотя в жизни я не бабушка до сих пор. И я как-то абсолютно спокойно к этому отношусь. У меня много было историй, что меня не утверждали именно потому, что я слишком молодо выгляжу.

Я помню, что режиссер Николай Лебедев меня не утвердил на роль мамы-испанки Дани Козловского в фильме «Легенда № 17». Мол, я слишком молодо выглядела и не годилась Дане в матери. Хотя я, конечно, хотела принять участие в этом проекте.

И даже потом в «Папиных дочках», когда мы начали снимать продолжение. Прошло 10 лет, но бабушка,которую я играла, не особо изменилась, и все как-то даже подрасстроились (смеется). Ну что делать, пока держусь.

Путь актрисы

Нонна Гришаева родилась в Одессе в 1971 г. Окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина в 1994 г., после выпуска работала в театре им. Вахтангова. Сейчас Гришаева играет множество ролей в театрах Москвы. С ее участием этой весной идут сразу несколько спектаклей, в том числе  «Люся. Признание в любви» и  «Мадемуазель Нитуш» в театре им. Вахтангова, «День радио» в ДК им. Зуева, а также «12 стульев» в театре «Русская песня» и «Шпионы навсегда» в Театре эстрады. 
Нонна Гришаева также сыграла множество ролей в кино, в том числе в фильмах «День радио», «День выборов» и «О чем говорят мужчины», а также в сериалах «Папины дочки» и «Папины дочки. Новые», «Беспринципные» и «Отмороженные».
Она является заслуженной артисткой Российской Федерации. Также Гришаева занимает пост художественного руководителя Московского государственного театра Роста в Царицыно.

– Что касается новых «Папиных дочек» (в 2023 г. вышли на Start и СТС), как вообще вы восприняли новость о том, что их будут снимать снова? И все ли сериалы, на ваш взгляд, стоит продолжать?

– Я, честно говоря, тогда подумала, что это шутка, и не поверила. Потому что я была абсолютно уверена в том, что давным-давно все это умерло и возрождать это совершенно не нужно. 

Но когда я поняла, в чем идея (что это не столько продолжение тех персонажей, а уже новые герои), то решила – почему нет. Здесь абсолютно другая история, где персонажи из прошлого уже изредка появляются. 

– Да, ведь мир вокруг стремительно меняется. И мир кино и сериалов тоже – в кадр все чаще берут без актерского образования. Как вообще актеру в наше время постоянно оставаться актуальным?

– Нужно просто работать и быть профессионалом в своем деле, вот и все. 

А то, что сейчас много непрофессионалов, которые считают, что им не нужно учиться… Ну, это их проблемы – и проблемы тех, кто берет их на работу. Я считаю, это неправильно. Я, например, знаю другие примеры – людей, которые стали звездами благодаря участию в КВН, а потом все равно пошли учиться в театральные вузы, чтобы получить азы профессии.

Такие люди у меня вызывают абсолютное уважение. А те, которые считают, что им не надо учиться... Я ведь еще и педагог, в прошлом году выпустила курс в ГИТИСе. Я очень хорошо понимаю, что такое профессия и как это сложно. Мы четыре года учим актерскому мастерству! А так вот прийти в актерское ремесло, ничего не зная и не умея, – я негативно к этому отношусь, уж извините.

– Сейчас также некоторые актеры признаются, что большим бонусом к утверждению на роль может оказаться количество подписчиков в соцсетях. Вы замечаете такой тренд?

– Мне кажется, что пресловутая «голая вечеринка» расставила все точки над «i». Это действительно абсолютный предел. Люди, не обладающие профессией и большими талантами, просто с большим количеством подписчиков в социальных сетях, которых они приобрели с помощью хайпа, утверждались на роли в большом кино и сериалах. 

Видимо, нужно было случиться такому событию, чтобы все расставилось на свои места. Чтобы все поняли, что все-таки каждый должен заниматься своим делом. Я очень негативно отношусь к всевозможным людям, которые какими-то разными способами зарабатывают себе очки в интернете.

– Многие профессиональные актеры со временем уже перестают считать свои роли. У вас это уже произошло? 

– Я давно перестала считать, но этим занимаются мои поклонники. Я знаю, что ролей уже больше 50. Но мне важно не количество, а качество сыгранных ролей. 

– Когда такое количество ролей и других проектов – вы ведь играете в кино и театре, руководите театром РОСТА в Царицыне, преподаете, а еще вы мама (у Нонны двое детей: 27-летняя Анастасия и 17-летний Илья). Как при такой нагрузке соблюдаете баланс между работой и личной жизнью и все успеваете?

– С трудом. Но просто нужно расставлять приоритеты. Если они расставлены в правильном порядке, тогда ты понимаешь, от чего ты можешь отказаться и ради чего. 

У меня семья и дети на первом месте. На втором месте – театр. И уже на третьем – кино и телевидение.

– То есть театр для вас до сих пор важнее кино? 

– Так было и будет всегда. Потому что театр – это живой обмен энергией со зрителем. В театре тебя никто не смонтирует и не вырежет. Только там по-настоящему можно понять, талантлив артист или нет.

– Есть ли роль в театре, которую все еще хочется сыграть? И есть ли у вас проект мечты в сфере кино? 

– В театре я очень хочу сыграть Филумену (в комедии Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано»). В кино мне очень хочется сняться в полном метре у какого-то серьезного режиссера. Например, очень хочется поработать с Сергеем Урсуляком, Алексеем Германом-младшим – в каких-то серьезных драматических ролях.

Еще очень хочется сняться в музыкальном кино. К сожалению, у нас в стране это практически уже утраченный жанр. Очень хочется, чтобы его уже кто-нибудь возродил.

Самое популярное
Городская недвижимость
Этаж за этажом: реновация обеспечит качественным жильем сотни тысяч москвичей
Собянин отметил, что в основе программы лежит мнение жителей столицы
Горожане
«И вот она нарядная»: Эвелина Хромченко о выборе идеального новогоднего наряда
Главный эксперт моды страны знает, как определиться с праздничным образом, не потерять при этом нервные клетки
Свободное время
Куда пойти в выходные 29–31 декабря
Самые интересные события в Москве
Свободное время
Конференции, дни рождения компаний и основные памятные даты
«Ведомости» составили деловой календарь на 2025 год
Культурный город
Для творчества и развлечений: как в Москве развивают культурный досуг жителей
В городе появляются как новые объекты, так и модернизируются уже построенные
Наш город
На контроле: в праздничные дни городские службы будут работать круглосуточно
Сергей Собянин сообщил о полной готовности специалистов и техники
Наш город
Строят в графите: в Москве продолжается возведение новой ветки метро
Сергей Собянин рассказал о работах на участке Рублево-Архангельской линии
Горожане / Интервью
Петр Романишин: «В России растет спрос на премиальный продукт»
Гендиректор «Фанагории» – о новых вызовах и возможностях для винодельческой отрасли
Наш город
Какие решения властей в 2024 году определили дальнейшее развитие Москвы
Город сохранил в качестве основных приоритетов соцподдержку, улучшение инфраструктуры и стимулирование предпринимателей
Наш город
Москва поднялась в рейтинге технологического и пространственного развития
Столица переместилась с пятого на четвертое место и обогнала Париж, Шанхай, Токио и Сингапур
Свободное время
Гаджеты на Новый год: полезные устройства для всей семьи
Для самых красивых, сильных, умных и любимых
Горожане
Добавляем по вкусу: москвичи выбрали ингредиенты для праздничных салатов
Горожане голосовали за лучший вариант новогоднего блюда на проекте «Зима в Москве»
Свободное время
Вкус добра: горожане смогут побаловаться московскими плюшками
Проект «Зима в Москве» возрождает добрые зимние традиции
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах