Что покажет Владимиро-Суздальский заповедник туристам к 1000-летию: лошадка возрастом 30000 лет и выставка в честь иконы XII века
Интервью с директором Владимиро-Суздальского заповедника о том, как перепридумать «Золотое кольцо»В Новой Третьяковке в Москве проходит выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Это первый большой проект нового директора Владимиро-Суздальского заповедника Екатерины Проничевой, назначенной в июле 2022 г. Она рассказала «Ведомости. Городу», как вести современный разговор об искусстве Древней Руси.
– Когда я приходила в заповедник, мои представления об аудитории музеев были скорее гипотезой. Четкой статистики, портрета потребителя не было. «Золотое кольцо» у меня ассоциировалось больше с организованными группами. Сейчас я точно знаю, что это не так. Во Владимир и Суздаль поток туристов из года в год не сильно колеблется, сейчас это 1,2 млн человек в год. Но портрет туриста стал другим. В путешествие отправляются семьи, компании друзей. Как правило, это жители больших городов: прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода – оттуда до Владимира столько же, сколько от Москвы. И конечно, сценарий посещения и причины сильно изменились. Последние лет пять поведение туристов более вдумчивое: они уже неоднократно были в Суздале и во Владимире, им нужно открыть для себя что-то новое. Группы, конечно, никуда не денутся, но очевидна тенденция к индивидуальному туризму, к новому поиску впечатлений. Наша задача – удивить.
– Мы не будем ждать до 2024 г. и празднования тысячелетия Суздаля, начнем уже с конца этого года. Первой откроем выставку, посвященную стоянке древнего человека. Сунгирь – уникальное археологическое место, недалеко от церкви Покрова на Нерли, известное во всем мире и недооцененное у нас. Все знают, как выглядит виллендорфская Венера (статуэтка зрелой женщины с преувеличенными формами, предположительно изготовленная 30 000 лет назад, была обнаружена в австрийской деревне Виллендорф в 1908 г. – «Ведомости. Город»), которая находится в музее в Вене. Но у нас во Владимире есть ее ровесница – сунгирская лошадка.
В нашей заново созданной экспозиции на основе коллекции предметов археологии, хранившихся в фондах, можно будет совершить увлекательное путешествие в мир древних людей. Мы хотим интересно рассказать, как выглядел наш край 30 000–35 000 лет назад, попробуем с помощью современных решений – 3D-технологий, мультимедийного оборудования – воспроизвести жизнь человека времен палеолита, какая его окружала флора, фауна. Рассчитываем, что нам удастся создать новое место притяжения.
Еще один интересный проект, и для музея это вызов: мы хотим сделать во Владимире экспозицию нашей древней реликвии – Боголюбской иконы Божией Матери, созданной более 800 лет назад. По некоторым свидетельствам, это одна из первых икон, написанная непосредственно русскими мастерами по указанию князя Андрея Боголюбского, в XII в. Практически 15 лет она была на реставрации, а история работ по ее сохранению вообще насчитывает более 100 лет.
Мы вместе с Научно-реставрационным центром имени Грабаря хотим рассказать и о том, как велась реставрация, и про особенности бытования иконы. Техническое состояние Боголюбской иконы не позволяет ее перемещать, но на выставку, которая проходит сейчас в Новой Третьяковке, мы привезли еще одну уникальную икону – Максимовскую Божию Матерь XIII в. И это тот случай, когда стоит проделать путешествие, чтобы увидеть шедевры: как минимум, посетить экспозиции на Крымском Валу или приехать во Владимир, чтобы своими глазами увидеть Боголюбскую икону. Отдельная история у нас связана со Спасо-Евфимиевым монастырем. Очень хотим восстановить монастырские сады. Начали работу уже сейчас, чтобы летом 2024 г. показать их такими, какими они были задуманы в XIV в.
– Очень рекомендую всем проехать через Юрьев-Польский, увидеть Георгиевский собор. Конечно, Боголюбово. Князь Андрей Боголюбский – герой абсолютно невероятный, он построил Владимир с привлечением лучших зодчих, мастеров, художников. Кидекша – первый каменный храм Бориса и Глеба XII в., аскетичный, как все белокаменные храмы. Само по себе пребывание в таком древнем сооружении – это очень интересный опыт. Кидекша – поместье Юрия Долгорукого. Там он жил между своими большими походами.
Из совсем неожиданного – французское шато и шотландский замок во владимирских лесах. Крупный российский промышленник Владимир Храповицкий в конце XIX в. построил имение для любимой женщины, петербургской дамы с европейским образованием. Удивительный парк, невероятные пруды, перекличка с ансамблем Царского Села – замок оставляет большое впечатление. Построен практически тогда же, что и баварский Нойшванштайн. Сейчас усадебный комплекс в тяжелом состоянии, есть концепция его реставрации, и мы постепенно к этому придем.
– Суздаль – это древний город, но в нем чувствуется динамика, энергия столицы. Златые врата Рождественского собора в Суздале, которые мы привезли на выставку в Третьяковку, в XII в. могли быть созданы только в богатом, развитом, сильном городе, где есть большие мастера, дорогие материалы. Маленький Суздаль и сейчас, несмотря на пасторальные пейзажи, живет по принципу города. Постоянная вереница событий дополняет то, что происходит в музеях, и создает атмосферу радости жизни. Мы все вместе составляем такое сообщество, которое делает путешествие в Суздаль еще интереснее.
– Если говорить о фондах других музеев, то мы скорее ждем партнерских проектов. Музейное пространство едино, и можно собрать любую выставку. И наш заповедник может работать с очень разными периодами истории.
– Фондохранилище и реставрационные мастерские – это фундамент, без которого невозможны никакие выставки. Наша гордость – это уникальная владимирская школа живописи, богатейший фонд древней книги. С этими коллекциями постоянно работают специалисты. Наша археологическая коллекция продолжает пополняться. В музее большой раздел нумизматики: от древних монет X в. времен Владимира Красно Солнышко до советского периода, потрясающая коллекция тканей, ювелирные украшения. Наша задача даже не показать все свои фонды, а, оттолкнувшись от них, найти какой-то поворот темы, свежую идею. Но и сохранение ценностей – задача очень непростая. В фондах Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале есть абсолютно уникальная коллекция дерева, но ее большую часть мы не можем ни экспонировать, ни хранить в должном состоянии. Для нас вопрос с фондохранилищем является критическим и важным.
Вторая часть работы, которая связана с коллекцией, это реставрация. Подготовка ткани к выставке иногда требует месяцы, а то и годы работы. Все новые выставочные проекты связаны с тем, чтобы интересно показать наши экспонаты. На эту задачу работает и необычная архитектура, и возможность зрителям приблизиться к этим редким вещам. Тогда экспонаты по-другому раскрываются, оживают – и дистанция в 1000 лет сокращается.
– Алиса Ивановна – удивительный директор. Ей 92 года, а взгляд на развитие музея у нее иногда даже более радикальный и современный, чем у меня. Я получаю удовольствие от разговоров с ней. Такие люди были невероятно прогрессивными менеджерами, они опередили время. Благодаря их управленческим усилиям музеи могли состояться и сохранить свои коллекции.
Но я считаю, что работа в течение десятилетий на одном месте не идет на пользу учреждению. Не зря в европейских музеях есть практика замены директоров каждые 8–10 лет. Это связано не только с тем, что меняются подходы, меняются экспозиционная мода, способы разговора музея с людьми. Но прежде всего с тем, что так ты начинаешь себя отождествлять с местом, тебе самому сложно меняться. Перечисленные яркие примеры людей, которые могли оставаться современными, актуализировать музей, чувствовать его, – скорее все же исключения. Удивительный директор Мартин Рот изменил не один музей. Сначала Дрезденская галерея, а позже Музей Виктории и Альберта в Лондоне стали совсем другими под его руководством. И он не боялся меняться, делать что-то новое. Это позволяло музеям заиграть новыми гранями. Поэтому я скорее за сменяемость директоров.