Рахманинов-марафон и опера про изобретательницу компьютерного кода: что послушать этой весной
Звездные выступления, посвященные 150-летию Рахманинова, и оркестр без дирижера – обзор концертов классикиРахманиновские дни
Концертный зал им. Чайковского
28 марта
В центре музыкальной весны-2023 – имя Сергея Васильевича Рахманинова: со дня его рождения прошло 150 лет. Каждая институция, будь то Большой театр или музыкальная школа в крошечном городе, посвящают Рахманинову концерты и фестивали. Рахманиновские дни проходят в Московской филармонии, и один из участников этого фестиваля – Государственный оркестр республики Татарстан.
Коллектив этот, некогда прославленный, в 2000-х переживал период безвременья. В 2010 г., можно сказать, на руины приехал петербургский дирижер Александр Сладковский и, получив картбланш, взялся за дело. Сегодня это один из самых статусных коллективов России. Госоркестр Татарстана стал первым из региональных коллективов, получивших персональный абонемент в Московской филармонии. Нередко музыканты участвуют в фестивалях Дениса Мацуева – а тот, в свою очередь, частенько приезжает в Казань.
Сладковский записал с оркестром несколько монографических, посвященных одному композитору, CD-боксов – все симфонии Шостаковича, Бетховена, цикл сочинений Чайковского. Их концерты транслировались на флагманском музыкальном телеканале Mezzo, и лишь события последнего года сделали невозможным уже распланированный тур по Европе.
С музыкой Рахманинова оркестр связывает проходящий в Казани фестиваль «Белая сирень», а Вторая симфония – одно из сочинений, которое коллектив регулярно исполняет. Именно оно прозвучит и на Рахманиновских днях в Московской филармонии – в компании с ранней симфонической поэмой «Утес» и «Рапсодией на тему Паганини» для фортепиано и оркестра, солировать в которой будет лауреат Международного конкурса им. Чайковского Константин Емельянов.
Закрытие органного фестиваля «Зарядье»
Концертный зал «Зарядье»
30 марта
Органный фестиваль в Концертном зале «Зарядье» включил не только концертную программу, но и конкурс органистов, мастер-классы, лекционную программу и даже принес миру новое сочинение, написанное по заказу Концертного зала. Оно и прозвучит на концерте-закрытии: израильский композитор Моше Ариэль Ганелин исполнит свой новый опус в дуэте с Ладой Лабзиной, как обещают организаторы, «задействуя две игровые консоли инструмента и функцию компьютерного программирования тембров». Пьеса называется «Регер в Гарлеме» и посвящена она Максу Регеру, носителю немецкой музыкальной традиции и автору многочисленных органных сочинений.
В рамках фестиваля прошел концерт, который был посвящен 150-летию со дня рождения композитора: музыковед Роман Насонов прочел содержательную лекцию, раскрыв и личность, и приметы эпохи, и связи Регера с традицией, прежде всего с баховской музыкой. А в концерте прозвучал монументальный «100-й псалом» для оркестра, хора и органа. На закрытии фестиваля сыграют грандиозную регеровскую обработку Хроматической фантазии и фуги Баха. А среди исполнителей заявлены победители органного конкурса «Зарядья» и российский органист Сергей Черепанов, который живет и выступает в Германии.
Денис Мацуев и Валерий Гергиев: Рахманинов-марафон
Концертный зал им. Чайковского
1 и 2 апреля
Еще одно событие из юбилейной программы в честь 150-летия Сергея Рахманинова. Потомок знатного рода, Рахманинов покинул родину в 1917 г., и тоска настолько его захлестнула, что он практически не мог сочинять, замолк, зарабатывая исполнительским трудом: Рахманинов блистательно играл на фортепиано, и его пьесы для короля инструментов есть в репертуаре любого пианиста. Особенно популярны – и сто лет назад, и сегодня – его концерты для фортепиано и оркестра. Именно их и исполнят в два вечера Денис Мацуев и Валерий Гергиев, который в этот раз выступит вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.
Российская премьера оперы Янниса Кириакидеса «Спросите Аду»
Актовый зал ГЭС-2
10 и 11 апреля
Ада Лавлейс, заглавный герой опуса – дочь поэта Джорджа Байрона и математик, которая еще в середине XIX в. первой ввела в научный обиход коды для программирования. Яннис Кириакидес, композитор и мультимедиа-художник из Нидерландов, в своей опере совмещает оба своих амплуа: музыкальный ряд здесь не отделяем от визуального. Более того, партитура оперы включает 36 эпизодов, и неспроста: код Лавлейс состоял из 36 строк, и по роковому стечению обстоятельств Ада прожила 36 лет – как и ее отец, которого она, увы, совсем не знала. Российская премьера оперы – часть музыкальной программы ГЭС-2, которая ориентируется на исполнение новейшей академической музыки, порой в острых актуальных сочетаниях с шедеврами и редкостями ранних эпох.
Персимфанс играет музыку Букстехуде
Концертный зал им. Чайковского
21 апреля
По легенде, чтобы услышать игру Букстехуде, Иоганн Себастьян Бах пешком пошел почти пять сотен километров: органист церкви Св. Марии города Любека был одним из самых известных – прежде всего своими органными сочинениями – немецких композиторов XVII в. Впрочем, в предстоящем концерте органная музыка Букстехуде станет обрамлением для центрального произведения – цикла кантат «Страдающее тело Господа нашего, распятого на Кресте». Сочиненный для Страстной недели 1680 г. цикл состоит из семи фрагментов, каждый из которых посвящен одной из частей тела распятого Иисуса, снизу вверх – от стоп через сердце к лику Спасителя. Персимфанс, или Первый симфонический оркестр, играющий без дирижера, в этом году начал свой 101-й сезон: коллектив, созданный в 1922 г., после долгого забвения и даже запрета, возродили уже в XXI в.
Хибла Герзмава в опере «Норма»
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
20, 23 и 25 мая
Знаменитый композитор Винченцо Беллини считал, что в случае кораблекрушения в первую очередь из всех его опер нужно спасать «Норму». Она сконцентрировала шаблонные для оперного мира темы – запретная любовь, измена, месть, самопожертвование (и все это – на фоне религиозного фанатизма). И музыкально была столь совершенна, что прославились сама и подняла на пьедестал величайших певиц.
Памятник оперной примадонне XIX в. Марии Малибран изображает певицу в образе Нормы, а легенда прошлого века – Мария Каллас – отождествляла себя с этой героиней, жрицей друидов, так и не пережившей измену тайного возлюбленного и отца своих детей. А сохраненная в записи молитва Нормы Casta diva в исполнении Каллас, кажется, стала самой известной оперной арией в мире. Прима Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава дебютирует с Нормой на родной сцене. Да и для театра это первая постановка шедевра Беллини – ее осуществляет режиссер Адольф Шапиро.