Читайте также
Спорное искусство. Современная скульптура не может пробиться на улицы русских городов
Чего ждать от Дома культуры «ГЭС-2»
Хайтек и креатив. Можно ли с помощью технологий стать художником и композитором

Феминистки, мигранты и Россия 90-х: что покажут на международной выставке в Москве

Звезды европейского современного искусства на выставке «Многообразие. Единство» в Новой Третьяковке
Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась самая масштабная выставка современного европейского искусства «Многообразие. Единство». Более 300 произведений от 90 авторов, срез художественных исканий последних 30 лет. В этом проекте участники рассказывают о социальных, политических и художественных процессах, происходящих в Европе после падения железного занавеса. Цель выставки – понять, что такое европейские ценности? На чем зиждется единство Европы? Насколько надежны солидарность, уважение и взаимная терпимость? 

Чтобы ответить на эти вопросы, кураторы разделили пространство на 9 разделов: мечты и демократия, кризис и сопротивление, память и конфликт, диалоги и дневники, сила и равенство, образы будущего и просвещение, границы и контуры, реальные и воображаемые пейзажи, действие и абстракция. Каждое название рождалось в активной дискуссии с художниками, поэтому многие участники ответили на новую тему новой работой, созданной специально к этому проекту. Как например, произведение французского художника Кристиана Болтански «Снова многообразие единства», ставшее последним – он умер 14 июля 2021 г.). Художник соединил фрагменты отобранных фотографий детей из России, Германии и Франции – тех стран, где будет показана выставка. Получилось визуальное размышление о том, что в каждом человеке смешаны различные этносы.

Проект «Многообразие. Единство» исследует, как художники отвечают на главные вызовы сегодняшнего мира: пандемию, глобальное потепление и миграции, – ведь именно эти проблемы стали большой угрозой для сохранения целостности Европы. В выставке участвуют художники из 35 стран, разного возраста, разной национальности, также кураторам было важно сохранить равновесие между полами. Наряду с такими известными художниками, как Маурицио Каттелан, Энтони Гормли, Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Ирина Корина, Илья и Эмилия Кабаковы, Герхард Рихтер, Грейсон Перри, Олафур Элиассон, представлены более молодые, но уже успевшие прославиться: Ольга Чернышева, Екатерина Муромцева, Андреас Ангелидакис, Констан Дюлларт и другие. Для каждого важна тема Европы, ее история и культура.

Начинается экспозиция с двух монументальных фигур на первом этаже Уго Рондиноне – частью серии 2019 года. Они представляют собой необработанные гранитные блоки, положенные друг на друга, и напоминают древние мегалиты. Работа воспринимается как аллюзия к истории зарождения искусства.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

На втором этаже представлен отдельный проект – инсталляция Люси + Хорхе Орта (Англия) «Антарктическая деревня», состоящая из палаток и флагов – символ территориальности и кочевничества. Сохраняющая политический нейтралитет Антарктика для художников – это утопия. Авторы в день открытия выставки предлагали любому желающему стать гражданином Антарктики и получить по этому случаю новый паспорт. В ответ требовалось лишь поддержать социальный прогресс, защищать окружающую среду, бороться за свободу, справедливость и мир во всем мире. 

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

Основная же экспозиция располагается на третьем этаже. Видное место занимает инсталляция Ирины Кориной, размышляющей о Европе в контексте русского восприятия – о том, что для многих соотечественников это в первую очередь место курорта, а значит, и шоппинга. В стеклянных витринах можно увидеть пирамиду красных подарочных коробок как напоминание о многочисленных сувенирах, которые привозят из заграничных поездок домой. 

Отдельного упоминания стоит видеопроект молдавского художника Павла Брайла «Обувь для Европы» – это документальная съемка о том, как поездам, следующим с территории бывшего СССР в Европу, меняют вагонные тележки. Это вынужденная остановка воспринимается автором как многозначительно-символический жест.

Мона Хатум (Англия) и Шейла Камерич (Босния и Герцеговина) размышляют о европейской демократии, о том привычном облике дружелюбия и гостеприимства, знакомом туристам, но который неведом мигрантам. Хатум представила ковер с надписью welcome, традиционно размещаемый у входа в дом, но вместо нитей художница использовала иглы, придавая повседневной вещи зловещий смысл. Камерич создала скульптуру — слово Liberty (Свобода) из светящегося неона, а наверху расположила острые шипы, которые обычно используют для отпугивания голубей. Таким образом, художница показывает, сколь хрупкой может быть свобода.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

Российская художница Ольга Чернышева переосмысляет российскую историю 1990-х годов. В серии фотографий «На обочине» 2010 года она показывает документальную съемку хрустальных люстр, выставленных на продажу вдоль больших магистралей. Это реальная история о том, как работникам завода Гусь-Хрустальный выдавали зарплату продукцией. В результате люди были вынуждены сами продавать товар у обочины. 

Еще один резонансный проект представлен хорватской художницей Саней Ивекович. Ее работа выглядит как серия модных глянцевых фотографий, на которых красивые девушки рекламируют очки. Но на самом деле, это все женщины, подвергшиеся насилию, а их очки – способ скрыть свое истинное лицо, оказавшись в убежище. Художница поднимает вопрос маргинализации женщин, о том, как расценивается их красота с точки зрения общества.

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

На этой выставке можно и взаимодействовать с искусством – например, сесть на модель для дома Ницше, Фрейда или Ле Корбюзье, созданные немецким художником Эрвином Вурмом. Примерить цифровую кожу в инсталляции Тристана Шульце. Взять небольшую скульптуру с собой – речь идет о работе испанского художника Фернандо Санчесе Кастильо, в которой автор предлагает ответить на вопрос «что такое демократия?». Написав ответ на листочке и приклеив его к стене, зритель может взять 10-сантиметровую пластмассовую фигуру – памятник немецкому рабочему Августу Ландмессеру, который отказался поднять руку в нацистском приветствии при запуске корабля «Хорст Вессель» в 1936 году (в качестве артефакта художник представил фотографию этого исторического события).

Можно засмотреться на поистине театральное зрелище, организованное художницей Уллой фон Бранденбург (Германия), – большой инсталляции «Сладкий, лоскутный, солнечный» 2018 года. В этой работе она инсценирует выставку в лондонской галерее Уайтчепел 1973 года, на которой по случаю празднования вступления Британии в ЕЭС были представлены сладости со всей Европы. Дальнейшая история (вплоть до брексита) утратила былую сладость, а политические игры иронично сравниваются художницей с театром абсурда. Поэтому на видео схожие сладости жадно разбирает толпа детей. 

И, пожалуй, самым подходящим под определение «Многообразие. Единство» стал проект 1997 года датско-исландского художника Олафура Элиассона, который представляет коридор из моночастотных желтых ламп, в свете которых все цвета сводятся к черно-белой палитре, а границы национальностей словно исчезают. Как говорят кураторы, «без многообразия нет единства, и без единства немыслимо многообразие». 

Юлия Захарова / Третьяковская галерея
Юлия Захарова / Третьяковская галерея

У каждого участника свой путь и свое виденье, но всех их объединяет интеллектуальная свобода, которая может стать для зрителей своеобразным маяком в определении таких ценностей, как открытость, терпимость, справедливость и уважение к другим. 

Этот выставочный проект – кочевой, до Москвы он успел побывать в Берлине, а после отправится в Париж. Экспозиция в Западном крыле Новой Третьяковки будет открыта до 13 марта 2022 года.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%