Три новые книги осени: рассказы от нейросети и биография Илона Маска

Самые интересные произведения, которые обсуждают на Московской международной книжной ярмарке
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва

Осенью начинается не только учебный год, но и новый книжный сезон, который открывает Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ). В этом году она проходит с 4 по 8 сентября в столичном «Экспоцентре», причем вход на ярмарку впервые за 37 лет бесплатный. Более 300 издателей привозят на ММКЯ свои новинки, художественные и документальные. Литературный критик Наталья Ломыкина специально для «Ведомости. Города» отобрала три книжные новинки, на которые стоит обратить особое внимание. 

«Механическое вмешательство»

Издательство «Альпина. Проза»

Издательство «Альпина. Проза»
Издательство «Альпина. Проза»

Сборник рассказов «Механическое вмешательство» – современный и достаточно дерзкий литературно-культурный эксперимент. Пятнадцать российских авторов написали рассказы совместно с YandexGPT, по-разному воспринимая нейросеть и не всегда ей доверяя. 

Творческим людям свойственно беспокойство, что искусственный интеллект выйдет из-под контроля, – научная фантастика давно обыгрывает эти сценарии. Татьяна Толстая, Ксения Буржская, Яна Вагнер, Шамиль Идиатуллин, Алексей Сальников, Юлия Яковлева, Анна Матвеева и другие прозаики пошли другим путем и рискнули взять нейросеть в соавторы. Например, Татьяна Толстая попробовала превратить в рассказ собственные диалоги с искусственным интеллектом. Дмитрий Захаров решил соединить свою рукопись и текст нейросети воедино. Хелена Побяржина поручила своему герою вести диалог с Алисой, а Яна Вагнер использовала нейросеть для проработки условий, в которых действуют герои, а конфликтом заниматься самостоятельно. В итоге из этой творческой свободы и непредсказуемости получилась живая современная литература. При этом тексты оформлены так, что читателям почти не приходится гадать, что написано прозаиком, а что – нейросетью, взаимодействие человека и искусственного интеллекта проявлено наглядно, и это очень интересно в том числе с исследовательской точки зрения. 

«Ты вообще понимаешь, что стала писателем?» – спрашивает евангелист Алисы Ксения Буржская свою подопечную. «Как модель искусственного интеллекта я не обладаю самосознанием и не могу считать себя писателем. Но я способна генерировать тексты, которые могут быть полезны людям, в том числе и в писательской деятельности», – отвечает Алиса. И, похоже, она права.

Имоджен Кримп. «Реальная жизнь»

Издательство «Синдбад», перевод с английского Дарьи Андреевой 

Издательство «Синдбад»
Издательство «Синдбад»

Дебютный роман английской писательницы Имоджен Кримп понравится всем, кто ждет новую книгу ирландской писательницы Салли Руни и любит читать честную и свободную прозу о положении молодой женщины в современном обществе. Это разговор о том, что волнует миллениалов и зумеров: о балансе между отношениями и карьерой, о финансовой независимости, о свободе и одиночестве, о власти и самореализации.

«Реальная жизнь» начинается как роман о любви: 24-летняя студентка Лондонской консерватории Анна по вечерам подрабатывает певицей в джаз-клубе, где знакомится с 38-летним финансистом Максом. Амбициозная Анна мечтает об оперной карьере и независимости и многое делает для того, чтобы развить свой талант и добиться признания. И в то же время она все больше влюбляется в загадочного и уже состоявшегося в жизни Макса, у которого свои представления о том, какой он хочет видеть девушку рядом с собой. 

Иронично и проницательно описывая токсичные отношения этой пары, Имоджен Кримп ставит вопрос о том, что значит быть женщиной сегодня. Ее Анна далека от Анны Карениной или Эммы Бовари хотя бы потому, что не связана узами брака и условностями общества, но это не значит, что она свободна. У Кримп получился актуальный, мрачноватый, действительно очень остроумный (и оттого еще более беспощадный) роман о том, какую цену платит жительница большого города за право быть собой сегодня.

Уолтер Айзексон. «Илон Маск»

Издательство Corpus, перевод с английского Евгении Фоменко и Заура Мамедьярова

Издательство Corpus
Издательство Corpus

Если кто-то и мог взяться за биографию самого непредсказуемого миллиардера Илона Маска, так это Уолтер Айзексон. Журналист с огромным опытом (он был главным редактором Time и директором CNN) писал о жизни нескольких выдающихся личностей, включая Альберта Эйнштейна и Стива Джобса, причем Джобс, уже знавший о своей болезни, сам уговорил Айзексона написать книгу о нем и о его компании. Неудивительно, что именно Айзексону доверился и Маск.

Два года Айзексон провел с Илоном Маском и собрал достаточно материала, чтобы постараться показать, из чего сделан этот человек: абсолютный диктатор и деспот, когда речь идет о проектах, которыми он горит; мечтатель и визионер, если обсуждается будущее человечества; замкнутый парень без особой эмпатии, когда дело доходит до личных отношений, и непостоянный «человек-ребенок» в обычной жизни. 

Уолтер Айзексон в 95 главах показывает, откуда вообще взялся миллиардер, готовый всерьез переселить человечество на Марс. Писатель рассказывает о его детстве и юности, бунтарских решениях и деспотизме в работе, соперничестве с Джеффом Безосом, реакции на провалы и нежелании признавать просчеты, а также о его фантастической работоспособности и о многом другом… 

Пожалуй, после этой книги все равно не понимаешь до конца, на какой скорости у Маска работает мозг. Но веришь, что его энергия и мироощущение действительно могут изменить мир.

Самое популярное
Горожане
Ярополк, Искра и Грач: названы самые необычные имена детей в Москве в 2025 году
Впервые за 15 лет имя София уступило лидирующую позицию
Другие города
Архитектура без будущего: какие здания Россия потеряла в 2025 году
Под снос пошли не только аварийные постройки, но и памятники советского конструктивизма
Культурный город
От «Головы-ластика» до «Твин Пикса»: главные работы легендарного Дэвида Линча
Знаковые фильмы, во многом определившее язык авторского кино и современного телевидения
Другие города / Мнение
Малообитаемый остров: как живут города Гренландии
Почему типовые многоэтажки не подходят для местных и в чем они не похожи на наших северян
Умный город
От городов и до окраин: где 3D-печать используют для строительства
Технологии помогают создавать дома, туристические объекты, школы и детские площадки
Культурный город
Политех, мастерские Кабакова и Булатова: какие новые музеи откроются в 2026 году
Новые художественные площадки заработают не только в Москве, но и в регионах
Горожане
Грустный понедельник: кто и зачем вывел формулу «самого депрессивного дня»
И как справиться с плохим настроением в холодное время года
Другие города
От пещер до купола света: как выглядят самые атмосферные станции метро в мире
Архитекторы превращают подземки в художественные галереи и дизайнерские шедевры
Умный город / Мнение
От наличных к безналичным
Как современные технологии меняют экономическую и повседневную жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: музей с рифленым фасадом, аэропорт будущего и монастырь
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Морозная хватка: от столичных снегопадов до сибирских рекордов
Как зима будет проявлять себя в разных регионах страны на этой неделе
Свободное время
Что привезти из Москвы в подарок: традиционные, городские и съедобные варианты
Идеи подарков из столицы – от народных промыслов до сладостей
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма