Что почитать на майских каникулах: роман о воде и ужасы в карельском лесу
Три книжные новинки, которые помогут провести праздники интересноВ подборке представлены книги молодых и уже зарекомендовавших себя на литературном поприще авторов. Американский писатель индийского происхождения Абрахам Вергезе в своей новой книге рассказывает историю индийской семьи, тайна и недуг которой связаны с водой. Писательница Светлана Тюльбашева в своем романе описывает ужасы, которые таятся в карельском лесу. А ее шотландская коллега Дениз Мина рассказала историю домохозяйки, которая любит слушать детективные подкасты и сама становится героем одного расследования. Их книги привлекают не только неожиданными поворотами сюжетов, но и тем, как описаны национальные колориты Индии, Карелии и Шотландии. Самое то, чтобы отрешиться от всего вокруг и интересно провести длинные майские выходные.
Абрахам Вергезе. «Завет воды» Издательство «Фантом-Пресс», перевод с английского Марии Александровой
Абрахам Вергезе – врач, профессор Стэнфордского университета, один из руководителей Стэнфордской медицинской школы – прославился как писатель после выхода его книги «Рассечение Стоуна». В этом произведении он, с одной стороны, исследует историю Эфиопии, а с другой – рассказывает историю медицины (книга начинается с операции по разделению мальчиков – сиамских близнецов, которые, в свою очередь, тоже станут врачами).
Нового романа Вергезе ждали очень долго – «Завет воды» вышел почти через 15 лет после «Рассечения Стоуна» и не разочаровал. Эта история, как вода, несет читателя по земле невероятной красоты и обещает удивительное приключение. Действие романа охватывает практически век и начинается в 1900 г., в будущем христианском индийском штате Керала, откуда родом родители Абрахама Вергезе. В «Завете воды» две сюжетные линии. Магистральная сюжетная линия начинается со свадьбы – в 1900 г. юную 12-летнюю невесту выдают замуж за 40-летнего вдовца. Но это не знаменитая картина «Неравный брак» Василия Пукирева, а распространенная практика Индии того времени. Родные заключали брак, и девочки, которые выходили замуж в раннем возрасте, по сути, просто взрослели в семьях своих мужей и только потом становились женами. Напуганная, потерянная, не так давно потерявшая отца невеста приплывает на лодке в усадьбу к своему взрослому, угрюмому, немногословному мужу, у которого явно какие-то сложные отношения с водой. Он, например, не работает в дождь, никогда не садится в лодку и предпочитает до любых мест добираться по суше. О загадочном недуге супруга девочка узнает позже, а пока она учится вести дом и постепенно, шаг за шагом, становится настоящей его хозяйкой. Ей на роду написано стать матриархом этого рода – Большой Аммачи, хранительницей истории семьи и основательницей новой ветви.
Во второй – автор рассказывает историю молодого шотландского врача ирландского происхождения Дигби Килгура, который уехал из Глазго на индийскую медицинскую службу. Килгур отлично понимает, что в Индии сможет набраться опыта гораздо быстрее, чем в Глазго, где он отщепенец без гроша в кармане.
Каждая часть «Завета воды» рассказывает свой законченный эпизод. При этом сюжетные линии связаны между собой как притоки большой реки и сливаются в истории Индии и семьи. Здесь есть болезни, потери, драмы и трагедии, но голос Вергезе помогает поверить, что в жизни всегда есть опора, справедливость и любовь. «Завет воды» – глубоко христианский по сути своей роман о любви и исцелении, об утешении и надежде. Гимн вере и науке.
Светлана Тюльбашева. «Лес» Издательство «Дом историй»
«Лес» – дебютный роман в линейке современной русскоязычной прозы молодого издательства «Дом историй», который сразу вошел в длинный список национальной литературной премии «Большая книга». Роман опубликовали в начале апреля к ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction, а уже к началу мая его отправили на допечатку.
«Лес» Светланы Тюльбашевой рассказывает про ужасы, которые таятся и в дикой глуши, и в самых обычных людях. Причем ужасы последних оказываются куда страшнее. В идеально структурированном триллере также есть две сюжетные линии.
Автор рассказывает читателям историю двух московских приятельниц Вики и Лики, которые решают провести нестерпимо жаркое лето в Карелии. Спонтанная поездка кажется забавным приключением, пока они не останавливаются насобирать морошки. Увлекшись, девушки заходят все глубже в лес, и вот уже не видно ни машины, ни дороги. Лес будто играет с ними в прятки, начинает водить горе-путешественниц по кругу, заводя все глубже и глубже в чащу.
Вторая история – о семье десятилетнего Гриши, которая переезжает из города в глухую деревню. Строгая бабушка, чуткая к потустороннему красавица тетя, Гришина младшая сестренка Танечка и волк, про которого они врут всем соседям, что это польская овчарка, живут в доме постоянно. А отец и дядя приезжают, когда работа позволяет. Гриша дружит с москвичкой Анкой, которая приезжает в деревню на каникулы, успешно избегает неприятного соседа мальчишку Кира и радуется лету. Все бы хорошо, но при непонятных обстоятельствах пропадает злобная старуха – бабка Киры.
Как и у Вергезе, каждую историю Тюльбашевой интересно читать и по отдельности, но постепенно между ними проявляются связи, и читателю открывается хитроумная, с первых страниц задуманная автором головоломка. Один из тех редких романов, который, едва дочитаешь, тянет начать перечитывать.
Дениз Мина. «Обвинение» Издательство «Метаморфозы», перевод с английского Анастасии Измайловой
В молодом издательстве «Метаморфозы», которое, с одной стороны, специализируется на больших и красивых переизданиях классики с необычными иллюстрациями, а с другой – подыскивает для своих читателей детективные романы и триллеры с закрученным сюжетом, вышел роман шотландской писательницы Дениз Мина «Обвинение». Это довольно запутанная криминальная драма о темном прошлом, необычным образом рассказанная на два голоса.
Поначалу все безобидно. У главной героини Анны Макдоналд спокойная жизнь: две дочери, респектабельный муж, большой дом. Но Мина еще в предисловии предупреждает, что Анна – крайне ненадежный рассказчик. В ее прошлом произошла какая-то драма, после которой она сменила имя на Анну, выбрала мужа посолиднее и стала жить так, чтобы не привлекать к себе внимания.
В день, когда начинается действие романа, Анна просыпается рано, предвкушая спокойное тихое утро, как она любит. Пока домашние спят, она сварит кофе и начнет слушать новый детективный подкаст. Она любуется спящими дочками, с любовью обходит старый шотландский дом, который много лет принадлежал семье ее мужа, наслаждается спокойствием, которое наконец появилось в ее жизни. И вдруг в том самом выпуске подкаста она слышит имя из прошлого – ее друг Леон Паркер оказывается замешан в загадочном убийстве целой семьи на частной яхте. Анна пытается справиться с нахлынувшими воспоминаниями и найти больше информации по этому делу. Но ее жизнь второй раз за утро дает трещину. Муж объявляет, что хочет с ней развестись, что все уже решено и что он уезжает с детьми (и лучшей подругой Анны) в путешествие. А пока они будут отдыхать, Анне нужно съехать на старую квартиру.
Пытаясь привести голову в порядок и как-то осмыслить масштаб катастрофы, Анна решает сосредоточиться на чужих проблемах и выяснить, что же все-таки случилось с Паркером. Подкаст о преступлении становится ее опорой, пока не выясняются новые детали.
Опытный автор триллеров Мина раскручивает плотный, затейливый сюжет, до конца выдерживая интригу. А поскольку Мина еще мастер комических рассказов, она делает это иронично и смешно. Книга «Обвинение» – редкий пример удачного коктейля из авантюрного романа, психологического триллера, плотно сбитого детектива и семейной драмы с более чем нестандартной героиней и подкастом в роли «второго следователя».