Нуар об Ирландии и рассказы о теле: три новинки фестиваля «Красная площадь»
Литературный критик «Ведомости. Города» выбрала самые интересные книги9 июня в Москве завершился десятый раз по счету большой книжный фестиваль «Красная площадь», который длился четыре дня. Во время мероприятия на Красной площади работала книжная выставка-ярмарка, где около 400 издательств представили свои летние новинки и лучшие книги. Литературный критик Наталья Ломыкина выбрала три, на которые стоит обратить особое внимание.
Тана Френч «Охотник»
Издательство «Фантом Пресс», перевод с английского Шаши Мартыновой
Даже если вы никогда не были в Ирландии, то после этой книги пропитаетесь духом этой страны насквозь. «Охотник» – второй роман рыжеволосой литературной колдуньи Таны Френч из нуар-серии об ирландской глуши и ох до чего непростых деревенских жителях. «Охотник» продолжает историю «Искателя» – чикагского копа Кела Хупера, который сбежал от бесконечной мегаполисной суеты в идиллический покой зеленых холмов, овечек и милых соседей. В «Искателе» попытка Кела обеспечить себе тихую старость на свежем воздухе обернулась погружением в ирландскую хтонь, где завесой-мороком служит речь местных чудаковатых старожилов (невероятно тонко и точно переданная переводчицей Шаши Мартыновой).
В «Охотнике» Френч втягивает своего главного героя в золотоискательскую авантюру и пишет детективный вестерн с ирландским колоритом. Непутевый Джонни Редди, старший из местной проблемной семейки, баламутит всю округу, нарушая неписаные правила, по которым издревле живут в этих местах, – и Келу Хуперу вновь приходится решать задачи, от которых он тщетно пытался сбежать из Чикаго за океан. Френч, хорошо известная читателям циклом детективов о дублинской полиции, с каждой новой книгой все больше уходит в психологизм и мастерски передает в тексте постепенно нарастающую тревогу и сгущающееся напряжение. «Охотник», похоже, лучший из ее романов – тонкое, детальное и умное исследование границ преданности, инстинктов и чувства общности. Она показывает, как секреты, которые мы храним из любви, верности или желания отомстить, меняют нас, и очень точно передает, как преображает человека одержимость.
«Тело: у каждого свое» (сборник рассказов)
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Помимо романа Шамиля Идиатуллина «Бояться поздно», который вышел прямо к фестивалю («Ведомости. Город» писал о книге ранее под изначальным названием «Выезд с одной ночевкой») и стал одной из ключевых новинок ярмарки, «Редакция Елены Шубиной» представила еще одно интересное произведение. Издательство попросило написать рассказы для сборника «Тело: у каждого свое» и поделиться своим отношением к телу как опоре или, наоборот, обузе 39 знаковых современных авторов. По тому же принципу в свое время собирались бестселлеры «Москва: место встречи» и «В Питере жить». Здесь у каждого автора своя трактовка темы и, разумеется, свой голос. Евгений Водолазкин, Вера Богданова, Татьяна Толстая, Алексей Сальников, Марина Степнова, Алексей Варламов, Майя Кучерская, Дмитрий Данилов и многие другие написали рассказы о том, что случается, когда человек слишком сосредоточен на своем теле или совсем о нем не думает. Кто-то идеализирует тело и стремится к конкретной цифре на весах; для кого-то тело отражает уродство души, кто-то мечтает стать бестелесным и не видеть себя в зеркале, кто-то приносит тело в жертву ради новой жизни.
Сборники рассказов хороши тем, что дают возможность услышать сразу несколько разных – в данном случае еще и очень авторитетных – писательских голосов, познакомиться с новыми для себя авторами, чью большую книгу сразу купить рискованно. Ну и, конечно, тема тела – нашей физической оболочки и опоры, без которой нас нет так же, как без души, в исполнении сразу стольких писателей-современников приобретает новое звучание.
Алексей Конаков «Табия тридцать два»
Издательство Individuum
В издательстве Individuum выходит шахматный роман писателя и независимого исследователя позднесоветской культуры Алексея Конакова. Действие происходит в России 2081 года. После серьезных геополитических потрясений первой трети века страна оказалась в изоляции от мира (на нее наложен столетний карантин), требовались серьезные преобразования, и было принято неожиданное и радикальное решение поменять культурный код. Академик Дмитрий Александрович Уляшов (Д.А.У.) выдвинул постулат о том, что русская литература, как и красота, никого не спасла. Стране необходимо Переучреждение.
Уляшов с последователями разработали успешную стратегию по «пересборке культурного кода» – и ключевое место литературы в культуре заняли шахматы. Ведь шахматы учат логично и строго мыслить, трезво оценивать любые сложные ситуации, не бояться риска, но и не соблазняться миражами – так воспитывается достойный гражданин. Шахматы учат следить за временем и материалом, избегать грубых ошибок и зевков, продумывать и проводить планы – так воспитывается ответственный работник. Шахматы учат уважению к партнеру – ведь партия никогда не создается в одиночку, но всегда вдвоем – так воспитывается эмпатичный, эмоционально здоровый человек. Образную картину мира и литературный гуманизм с его вечным противостоянием Толстой – Достоевский заменили шахматными стратегиями. Главный герой романа Кирилл вырос в совершенно другом обществе, где вместо романов классиков в школах и университетах штудируют партии Карпова, Спасского и Ботвинника, а все метафоры в речи давно заменены на фразы о цугцванге и эндшпилях.
В самом начале романа перспективный юноша из новосибирского Академгородка изучает Берлинскую стену (и это вовсе не то, что вы подумали, а вариант испанской партии в шахматах) и его приглашает к себе в аспирантуру сам Уляшов. Кирилл перебирается в Петербург, влюбляется в красавицу-студентку Майю, слушает рассуждения занудного ученика Уляшова о том, как важно хранить постулаты новой молодой культуры, мечтает, что границы когда-нибудь откроются и до определенных событий даже не задумывается о том, как на самом деле устроен мир. Конаков назвал свой роман «фантастической оперой». Но это интеллектуальная и остроумная филологическая антиутопия, философское размышление, как формируются наши представления об устройстве мира, и одновременно захватывающая головоломка, которая держит читателя в напряжении.