Инклюзивный наем. Как компании трудоустраивают людей с особенностями
Только 60% компаний крупного бизнеса принимают на работу людей с инвалидностьюТолько 60% компаний крупного бизнеса принимают на работу людей с инвалидностью. В среднем и малом ситуация еще хуже – 35% фирм берут в команду «особенных сотрудников». Таковы данные последнего исследования EY. Существует закон о защите прав инвалидов, государство создает квоты, но большинство работодателей все еще не знает о тех преимуществах, которые дает инклюзивный наем. «Город» разбирается, каково это – нанимать на работу людей с ограниченными возможностями.
В последнее время центр «Антон тут рядом» активно занимается помощью в трудоустройстве своих подопечных в IT-сектор. Фонд сотрудничает с компаниями «Газпром нефть», «Софтмашина» и Epam Systems. В 2020 г. совместно с «Газпром нефтью» запустили социальный проект «Цифрология». В нем люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) обучают систему компьютерного зрения, анализируя данные с камер наблюдения АЗС. Изначально в «Цифрологии» были заняты трое сотрудников. Они выполняли простые задания, например размечали на изображениях машины и клиентов, чтобы алгоритмы могли самостоятельно их распознавать на изображении с камер. За все время участники проекта обработали примерно 700 000 изображений. Алгоритмы, например, уже научились различать машины и людей на изображениях с камер, а сегодня учатся распознавать, заправляет ли клиент свой автомобиль или занят чем-то другим. Сотрудники «Цифрологии» сейчас размечают людей во время разных социальных взаимодействий (заправки автомобиля, покупки кофе или разговора с сотрудником АЗС). В 2021 г. к команде присоединились еще пять работников с расстройствами аутистического спектра.
Алена Карловская
Координатор CSR программ EPAM Systems в России
Стажировки для людей с РАС стартовали в Epam Systems в 2019 г. Искать кандидатов помимо центра «Антон тут рядом» также помогают организации «Перспектива» и «Мастер и Маргарита». Адаптация дается новичкам с трудом, говорит Алена Карловская.
– У нас большой коллектив, много сложных систем и процессов, а для людей с РАС очень важна предсказуемость и четкость в постановке задач, они не всегда знают этику общения. Поэтому на первых порах стажеров курирует сотрудник фонда.
Сейчас в компании стажируется шесть человек с инвалидностью, трое из них имеют РАС. Например, они помогают обучать нейросеть – готовят для нее обучающие материалы. Кто-то после стажировки переходит в штат, некоторые уходят в другие компании. «Для нас главное – дать ребятам старт и необходимый опыт, чтобы они могли чувствовать себя увереннее на рынке труда», – говорит Карловская.
Екатерина Печаткина
Директор по персоналу SAP CIS
Программа стажировок SAP Digital Inclusion стартовала в российском подразделении SAP три года назад. Сейчас только в московском офисе на разных позициях работают 20 сотрудников с инвалидностью по слуху, ДЦП и с аутизмом. Кандидатов помогают искать государственные и НКО благотворительные фонды, например «Перспектива», «Моя карьера», «Лучшие друзья». Стажеры трудятся в отделах разработки, маркетинга, продаж, HR и т. д. Например, в IT они тестируют системы на выявление критических ошибок, частично помогают с разработкой программ, пишут код. А в консалтинге по внедрению решений SAP новобранцы поддерживают интеграционную команду в течение всего цикла проекта: проводят интервью с заказчиками, составляют бизнес-план, взаимодействуют с разработчиками и т. д. Стажеры могут совмещать работу на разных проектах. Это помогает понять, чем им действительно интересно заниматься.
– У нас в департаменте персонала работает слабослышащая сотрудница. Она очень вовлечена в работу, часто берется за новые задачи. И дня не проходит без того, чтобы она ко мне не подошла с вопросом: «А чем я еще могу помочь?» Сейчас она изучает тему рекрутмента молодых специалистов, а также участвует в проекте по адаптации корпоративной среды для сотрудников с инвалидностью.
Екатерина Печаткина отмечает, что в командах, к которым присоединились стажеры инклюзивной программы, коллеги стали более внимательно относиться друг к другу. Им нравится помогать «особенным коллегам» адаптироваться в коллективе, учить их новому, передавать свои знания. К найму сотрудника с аутизмом в компании готовились особенно тщательно: проводили обучающие сессии для руководителей, работали с командой, нашли наиболее тихое место в офисе. Кроме того, за ним закрепили наставника, который помогал по всем вопросам, поддерживал морально.
– Сначала мы планировали создать комьюнити внутри организации для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Но в итоге от этой идеи решили отказаться: чем больше мы подчеркиваем их особенности, тем сложнее им будет влиться в коллектив. Как правило, к нам приходят ребята без опыта работы, что сильно осложняет поиск интересных вакансий на рынке труда, и получается замкнутый круг. Поэтому мы очень гордимся, когда после нашей стажировки молодые специалисты получают оферы от крупных компаний. Случается это нередко – сейчас спрос на таких сотрудников даже превышает предложение.
Анатолий Мовшович
Руководитель интерактивного пространства «Мир на ощупь», Санкт-Петербург
В 2015 г. Анатолий Мовшович при поддержке Комитета по труду и занятости открыл музей «Мир на ощупь», пространство, куда здоровые люди приходят знакомиться с миром незрячих. Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга выделил музею субсидию на трудоустройство людей с инвалидностью, и они приняли на работу 25 человек. На протяжении следующих трех лет штат увеличился почти в 2 раза. В основном это инвалиды по зрению, но есть и колясочники, девушка с ДЦП, а также сотрудники с более легкими категориями инвалидности. Сначала Мовшович воспринимал проект больше как социальную миссию.
– Я тогда ничего не понимал в инклюзивном бизнесе. Оказалось, многие и вовсе не хотят работать. Некоторые инвалиды с детства считают, что им все должны, сразу начинают много требовать от работодателя, а не получив желаемого, манипулируют: например, грозят не выйти на работу.
На данный момент в «Мире на ощупь» работают 19 гидов, они получают 2000 руб. за смену, а также процент от продаж музейного кафе. По мнению Мовшовича, сегодня в компании слаженный коллектив. 90% сотрудников работают с самого открытия проекта. В 2020-м его команда получила еще одну субсидию и открыла клининговую компанию, в которой работает 20 человек с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), из них у 15 – ограничения по слуху. Были те, кто мог легко опоздать или даже прогулять работу. Хотя, по утверждению Мовшовича, зарплаты в компании выше, чем по рынку: от 2000 до 3500 руб. за смену в зависимости от вида работ. Сейчас ситуация изменилась. Его команда запустила пилотную программу по найму и обучению персонала: в нее включены психологические тренинги, практические занятия и экзамен. Раньше для обучения новичков приглашали внешних специалистов, теперь менторами являются опытные сотрудники с инвалидностью по слуху. Это дает им чувство собственной значимости в компании и ответственности, а новички получают необходимые для работы навыки.
Елена Скворцова
Руководитель по персоналу гипермаркета «Ашан»
В 2008 г. «Ашан Россия» по примеру французских коллег запустила программу по трудоустройству слабослышащих людей, заключив соглашение со Всероссийским обществом глухих. Сейчас в компании работает около 1000 таких сотрудников, чуть больше половины приходится на Москву. Средняя зарплата – около 30 000 руб. Процесс приема на работу такой же, как для других сотрудников. Разница лишь в том, что на собеседование приглашают сурдопереводчика. Несколько сотрудников работает в центральном офисе, например в бухгалтерии. Но большинство – на линии касс и в торговом зале. Специальная табличка на кассе информирует покупателей о том, что их обслуживает слабослышащий специалист. Елена Скворцова говорит, что бывают и неприятные ситуации – не все посетители настроены лояльно.
– У кого-то плохое настроение или мало времени. Они просто хотят, чтобы их быстро обслужили. Кроме того, слабослышащие люди издают специфические звуки, некоторым это неприятно. Но в основном покупатели относятся к таким сотрудникам по-доброму, объясняются с ними на языке жестов. У некоторых слабослышащих сотрудников есть постоянные клиенты.
В компании работают люди, владеющие сурдопереводом. Они переводят для слабослышащих коллег на общих собраниях. Также помогает наладить коммуникацию между сотрудниками корпоративный портал Birdy – там можно пройти электронные курсы по повышению квалификации или, например, посмотреть расчетный листок.