«Долгое время делал пожертвования тайно». Как и почему предприниматели вкладываются в благотворительность
Бизнесмены рассказали, с чего начали помогатьВ этом году Россия заняла 67-е место в мировом рейтинге благотворительности. Исследование проводилось в 114 странах, оценивались три ключевых параметра: денежные пожертвования в благотворительные организации, волонтерство, оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку. Еще пять лет назад Россия занимала 124-е место среди 139 стран, участвовавших в исследовании.
Сфера развивается и благодаря бизнесу. Согласно опросу Mail.ru, около трети компаний, представляющих средний и малый бизнес, участвуют в благотворительности. 40% компаний помогают деньгами, 29% – передают одежду, продукты и другие вещи первой необходимости, четверть – работают на волонтерских проектах. 17% опрошенных заявили, что благотворительность – это часть корпоративной культуры компании, в которой они работают.
В 2020 г. из-за пандемии многие компании сократили отчисления или вовсе от них отказались. В первые месяцы карантина у каждой пятой НКО объем пожертвований упал на 80%. «Город» поговорил с предпринимателями и узнал, что их мотивирует помогать другим даже в кризис.
Михаил Бондарев
Генеральный директор сети школ иностранных языков BKC-IH
Предприниматель, основатель сети школ иностранных языков BKC-IH Михаил Бондарев первые шаги в благотворительности сделал более 35 лет назад. Будучи верующим человеком, он начал с частных пожертвований церкви, детским домам, а вскоре стал помогать Российской детской клинической больнице (РДКБ). О РДКБ он узнал благодаря своей сотруднице Анне Климочкиной, которая на тот момент уже помогала клинике. Встреча с онкобольными детьми стала судьбоносной для бизнесмена, на первых порах он помогал РДКБ как частное лицо, а через несколько лет основал фонд «Шередарь», который стал оказывать поддержку детям, пережившим рак.
– Я долгое время делал пожертвования тайно, даже родные об этом не знали. Мне кажется, помогать – это совершенно естественно. Это то, что мне действительно приносит искреннюю радость. Сначала я мог оставаться в тени, а сейчас, когда все приняло такие масштабы, это невозможно.
Идея открыть благотворительный фонд и создать специализированный центр, куда бы дети могли приезжать на реабилитацию, принадлежала создателю и первому директору фонда «Подари жизнь» Галине Чаликовой, с которой Михаил был знаком по работе с РДКБ. Именно она подтолкнула бизнесмена к этому решению.
– Во время болезни у детей не только ослабевает организм, но и травмируется психика. В России не было центра, где они могли бы восстанавливаться – в первую очередь психологически. Сегодня все программы для детей, переживших рак, абсолютно бесплатны.
Бюджет фонда состоит из трех ключевых направлений: порядка 75% – это прибыль от коммерческих программ (курсы английского языка, которые проводятся на базе центра летом), 20% – средства от сети BKC-IH, 5% – пожертвования и государственные гранты. В 2020 г. пришлось приостановить большую часть проектов.
– Мы успели провести в 2020 г. только одну программу для сиблингов, здоровых братьев и сестер детей, перенесших онкологические заболевания. В марте 2020 г. мы остановили проведение программ, оставив только программы в РДКБ. Весной 2021 г. провели несколько врачебных выходных – это программы, направленные на профилактику эмоционального выгорания для врачей РДКБ. Медперсонал с семьями могли приехать на выходные в «Шередарь» и отдохнуть. Провели благотворительный кинофорум «Шередарь», цель которого – привлечь внимание к социально ориентированным проектам. 9 сентября к нам на реабилитацию заедут семьи вместе с переболевшими раком детьми, им будет оказана психологическая помощь, в октябре – дети, в ноябре – подростки.
По словам предпринимателя, благотворительная деятельность положительно сказывается на репутации компании и повышает лояльность персонала.
– Как-то раз Владимир Путин высказался в поддержку «Шередаря», это, конечно, помогает поддерживать отношения с чиновниками.
К тому же то, что часть выручки ВКС идет на работу фонда, влияет на мотивацию сотрудников. Людям ценно осознавать, что они причастны к чему-то важному. И прибыль компании, в которой они работают, идет не на яхту учредителю, а на благое дело. Сейчас молодежь совсем другая, люди социально ответственны. Меня часто спрашивают, как заниматься благотворительностью. Обернитесь вокруг и просто помогите тем, кто рядом.
Юлия Федоришина
Сооснователь сети семейных ресторанов Ribambelle
Детство ресторатора Юлии Федоришиной, по ее признанию, было скромным. Это повлияло на ее становление как личности.
– Я всегда знала, что кому-то повезло еще меньше. Мне хотелось поддержать тех, кому это действительно нужно. В благотворительность я пришла больше 15 лет назад, как только начала зарабатывать.
Предпринимательница уверена, что намного эффективнее не только, следуя эмоциональному порыву, оказывать точечную поддержку, но и помогать фондам системно: «Фонд – это большая структура, деньги нужны на администрирование процессов, маркетинг, пиар».
Ribambelle не раз участвовала в различных благотворительных акциях, сотрудничала с фондами «Подари жизнь», «Линия жизни», предоставляя свою площадку для благотворительных акций. В пандемию Ribambelle стала готовить обеды для врачей совместно с фондом «Доступ». Более трех лет компания сотрудничает с фондом «Хранители детства», который помогает подросткам из неблагополучных семей и детских домов устроиться на работу, найти свою профессию и получить образование. Сама Федоришина является попечителем фонда с 2018 г.
– Я случайно узнала, что моя давняя знакомая Александра Андриевских работает в фонде, мы созвонились, и я с радостью согласилась стать попечителем. Сегодня мы берем подростков на стажировку в Ribambelle, чтобы они могли получить опыт работы поваром или кондитером. Если ребенку понравилась практика, то мы отправляем его на профессиональные курсы за свой счет. Мы за то, чтобы давать удочку, а не рыбу. Потом берем к себе этих ребят на работу. Таким детям сложно адаптироваться в социуме, и мы им тоже в этом помогаем. Курсы обходятся компании в сумму от 15 000 до 50 000 руб. в зависимости от программы. Сегодня в Ribambelle работают три человека, попавшие в компанию благодаря работе с фондом «Хранители детства».
На благотворительность тратится порядка 5% от прибыли компании.
– Для сотрудников очень важно, что мы социально ответственный бизнес. Команду окрыляет, что своими действиями они могут помогать кому-то каждый день.
Дарья Алексеева
Основательница Charity Shop
До открытия своего бизнеса Дарья Алексеева работала в некоммерческом секторе и планировала и дальше оставаться в нем. Она хотела создать финансовый инструмент, который позволит привлекать деньги в фонды, но при этом результат будет устойчивым и прогнозируемым, чтобы не зависеть от грантов и пожертвований. В 2014 г. она открыла секонд-хенд брендовой одежды Charity Shop, сегодня сеть насчитывает семь магазинов в Москве, Ярославле, Костроме и Ростове Великом, и часть прибыли компании идет на финансирование благотворительного фонда «Второе дыхание». Фонд передает одежду нуждающимся, отправляет вещи на переработку, а также помогает трудоустроиться людям из незащищенных групп населения. Суммарно в Charity Shop и фонде «Второе дыхание» более 100 сотрудников, из них 14 – представители социально незащищенных групп.
– Изначально проект задумывался как инструмент для привлечения финансирования в благотворительные проекты, а не как экологическая инициатива. Но по мере роста компании все сложнее было игнорировать гигантские объемы вещей в плохом состоянии, которые невозможно никак использовать и можно лишь отправить на полигоны. Поэтому мы начали искать решения для себя, а позже масштабировали наработки и стали продавать услуги по переработке текстиля крупному ритейлу.
Реализация этих вещей позволяет финансировать социальные и экологические проекты. В среднем продажа 1 кг вещей позволяет окупить передачу на благотворительность около 25 кг одежды. 20% доходов от розничных продаж перечисляются в фонд «Второе дыхание».
– Благотворительность изначально была в ДНК нашего бизнеса, и по-другому его делать неинтересно. Правда, за семь лет акцент сместился от благотворительности к устойчивому развитию – теперь в фокусе не только помощь другим организациям, но и экологическая повестка.
По словам Алексеевой, пандемия не нанесла серьезного ущерба бизнесу, несмотря на временное закрытие магазинов, удалось быстро восстановиться и даже улучшить некоторые сервисы. За 2020 г. компания передала на переработку 263 т одежды.
– Большая часть была переработана нашими партнерами на текстильных комбинатах и в нашем цехе в Костроме. Мы провели несколько этапов исследований в области переработки синтетического текстиля, в результате которых удалось выделить технологию переработки текстиля в гранулы. В перспективе будет создана новая компания для развития этого направления.