Читайте также
Вклад в образование. Зачем российские бизнесмены открывают школы для чужих детей
Потеряться в работе. Как сотрудники НКО справляются с профессиональным выгоранием
«Учись, ни на кого не смотри». Успешные истории выпускников детских домов, поступивших в московские вузы

«Долгое время делал пожертвования тайно». Как и почему предприниматели вкладываются в благотворительность

Бизнесмены рассказали, с чего начали помогать
RODNAE Productions / Pexels
RODNAE Productions / Pexels

В этом году Россия заняла 67-е место в мировом рейтинге благотворительности. Исследование проводилось в 114 странах, оценивались три ключевых параметра: денежные пожертвования в благотворительные организации, волонтерство, оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку. Еще пять лет назад Россия занимала 124-е место среди 139 стран, участвовавших в исследовании.

Сфера развивается и благодаря бизнесу. Согласно опросу Mail.ru, около трети компаний, представляющих средний и малый бизнес, участвуют в благотворительности. 40% компаний помогают деньгами, 29% – передают одежду, продукты и другие вещи первой необходимости, четверть – работают на волонтерских проектах. 17% опрошенных заявили, что благотворительность – это часть корпоративной культуры компании, в которой они работают.

В 2020 г. из-за пандемии многие компании сократили отчисления или вовсе от них отказались. В первые месяцы карантина у каждой пятой НКО объем пожертвований упал на 80%. «Город» поговорил с предпринимателями и узнал, что их мотивирует помогать другим даже в кризис.

Михаил Бондарев

Генеральный директор сети школ иностранных языков BKC-IH

Личный архив
Личный архив

Предприниматель, основатель сети школ иностранных языков BKC-IH Михаил Бондарев первые шаги в благотворительности сделал более 35 лет назад. Будучи верующим человеком, он начал с частных пожертвований церкви, детским домам, а вскоре стал помогать Российской детской клинической больнице (РДКБ). О РДКБ он узнал благодаря своей сотруднице Анне Климочкиной, которая на тот момент уже помогала клинике. Встреча с онкобольными детьми стала судьбоносной для бизнесмена, на первых порах он помогал РДКБ как частное лицо, а через несколько лет основал фонд «Шередарь», который стал оказывать поддержку детям, пережившим рак.

– Я долгое время делал пожертвования тайно, даже родные об этом не знали. Мне кажется, помогать – это совершенно естественно. Это то, что мне действительно приносит искреннюю радость. Сначала я мог оставаться в тени, а сейчас, когда все приняло такие масштабы, это невозможно.

Идея открыть благотворительный фонд и создать специализированный центр, куда бы дети могли приезжать на реабилитацию, принадлежала создателю и первому директору фонда «Подари жизнь» Галине Чаликовой, с которой Михаил был знаком по работе с РДКБ. Именно она подтолкнула бизнесмена к этому решению.

– Во время болезни у детей не только ослабевает организм, но и травмируется психика. В России не было центра, где они могли бы восстанавливаться – в первую очередь психологически. Сегодня все программы для детей, переживших рак, абсолютно бесплатны.

Бюджет фонда состоит из трех ключевых направлений: порядка 75% – это прибыль от коммерческих программ (курсы английского языка, которые проводятся на базе центра летом), 20% – средства от сети BKC-IH, 5% – пожертвования и государственные гранты. В 2020 г. пришлось приостановить большую часть проектов.

– Мы успели провести в 2020 г. только одну программу для сиблингов, здоровых братьев и сестер детей, перенесших онкологические заболевания. В марте 2020 г. мы остановили проведение программ, оставив только программы в РДКБ. Весной 2021 г. провели несколько врачебных выходных – это программы, направленные на профилактику эмоционального выгорания для врачей РДКБ. Медперсонал с семьями могли приехать на выходные в «Шередарь» и отдохнуть. Провели благотворительный кинофорум «Шередарь», цель которого – привлечь внимание к социально ориентированным проектам. 9 сентября к нам на реабилитацию заедут семьи вместе с переболевшими раком детьми, им будет оказана психологическая помощь, в октябре – дети, в ноябре – подростки.

По словам предпринимателя, благотворительная деятельность положительно сказывается на репутации компании и повышает лояльность персонала.

– Как-то раз Владимир Путин высказался в поддержку «Шередаря», это, конечно, помогает поддерживать отношения с чиновниками.

К тому же то, что часть выручки ВКС идет на работу фонда, влияет на мотивацию сотрудников. Людям ценно осознавать, что они причастны к чему-то важному. И прибыль компании, в которой они работают, идет не на яхту учредителю, а на благое дело. Сейчас молодежь совсем другая, люди социально ответственны. Меня часто спрашивают, как заниматься благотворительностью. Обернитесь вокруг и просто помогите тем, кто рядом.

Юлия Федоришина

Сооснователь сети семейных ресторанов Ribambelle

Личный архив
Личный архив

Детство ресторатора Юлии Федоришиной, по ее признанию, было скромным. Это повлияло на ее становление как личности.

– Я всегда знала, что кому-то повезло еще меньше. Мне хотелось поддержать тех, кому это действительно нужно. В благотворительность я пришла больше 15 лет назад, как только начала зарабатывать.

Предпринимательница уверена, что намного эффективнее не только, следуя эмоциональному порыву, оказывать точечную поддержку, но и помогать фондам системно: «Фонд – это большая структура, деньги нужны на администрирование процессов, маркетинг, пиар».

Ribambelle не раз участвовала в различных благотворительных акциях, сотрудничала с фондами «Подари жизнь», «Линия жизни», предоставляя свою площадку для благотворительных акций. В пандемию Ribambelle стала готовить обеды для врачей совместно с фондом «Доступ». Более трех лет компания сотрудничает с фондом «Хранители детства», который помогает подросткам из неблагополучных семей и детских домов устроиться на работу, найти свою профессию и получить образование. Сама Федоришина является попечителем фонда с 2018 г.

– Я случайно узнала, что моя давняя знакомая Александра Андриевских работает в фонде, мы созвонились, и я с радостью согласилась стать попечителем. Сегодня мы берем подростков на стажировку в Ribambelle, чтобы они могли получить опыт работы поваром или кондитером. Если ребенку понравилась практика, то мы отправляем его на профессиональные курсы за свой счет. Мы за то, чтобы давать удочку, а не рыбу. Потом берем к себе этих ребят на работу. Таким детям сложно адаптироваться в социуме, и мы им тоже в этом помогаем. Курсы обходятся компании в сумму от 15 000 до 50 000 руб. в зависимости от программы. Сегодня в Ribambelle работают три человека, попавшие в компанию благодаря работе с фондом «Хранители детства».

На благотворительность тратится порядка 5% от прибыли компании.

– Для сотрудников очень важно, что мы социально ответственный бизнес. Команду окрыляет, что своими действиями они могут помогать кому-то каждый день.

Дарья Алексеева

Основательница Charity Shop

Charity Shop
Charity Shop

До открытия своего бизнеса Дарья Алексеева работала в некоммерческом секторе и планировала и дальше оставаться в нем. Она хотела создать финансовый инструмент, который позволит привлекать деньги в фонды, но при этом результат будет устойчивым и прогнозируемым, чтобы не зависеть от грантов и пожертвований. В 2014 г. она открыла секонд-хенд брендовой одежды Charity Shop, сегодня сеть насчитывает семь магазинов в Москве, Ярославле, Костроме и Ростове Великом, и часть прибыли компании идет на финансирование благотворительного фонда «Второе дыхание». Фонд передает одежду нуждающимся, отправляет вещи на переработку, а также помогает трудоустроиться людям из незащищенных групп населения. Суммарно в Charity Shop и фонде «Второе дыхание» более 100 сотрудников, из них 14 – представители социально незащищенных групп.

– Изначально проект задумывался как инструмент для привлечения финансирования в благотворительные проекты, а не как экологическая инициатива. Но по мере роста компании все сложнее было игнорировать гигантские объемы вещей в плохом состоянии, которые невозможно никак использовать и можно лишь отправить на полигоны. Поэтому мы начали искать решения для себя, а позже масштабировали наработки и стали продавать услуги по переработке текстиля крупному ритейлу.

Реализация этих вещей позволяет финансировать социальные и экологические проекты. В среднем продажа 1 кг вещей позволяет окупить передачу на благотворительность около 25 кг одежды. 20% доходов от розничных продаж перечисляются в фонд «Второе дыхание».

– Благотворительность изначально была в ДНК нашего бизнеса, и по-другому его делать неинтересно. Правда, за семь лет акцент сместился от благотворительности к устойчивому развитию – теперь в фокусе не только помощь другим организациям, но и экологическая повестка.

По словам Алексеевой, пандемия не нанесла серьезного ущерба бизнесу, несмотря на временное закрытие магазинов, удалось быстро восстановиться и даже улучшить некоторые сервисы. За 2020 г. компания передала на переработку 263 т одежды.

– Большая часть была переработана нашими партнерами на текстильных комбинатах и в нашем цехе в Костроме. Мы провели несколько этапов исследований в области переработки синтетического текстиля, в результате которых удалось выделить технологию переработки текстиля в гранулы. В перспективе будет создана новая компания для развития этого направления.

Самое популярное
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%
Наш город
«Уголок дедушки Дурова»: в знаменитом московском театре пройдет реконструкция
После обновления около 400 животным создадут более комфортные условия
Наш город
В Москве открыли «Академию Нового года» и сезон айвы – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели