Налоговики продолжают исключать офшоры из своего черного списка
Это подогревает интерес бизнеса и к амнистии капиталаФедеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала проект нового черного списка – в нем страны, которые плохо обмениваются с Россией налоговой информацией или не делают этого вовсе. Служба намерена исключить из списка популярные офшоры – Панаму, Сейшелы, Белиз, Лихтенштейн, Сент-Китс и Невис. ФНС предлагает также вычеркнуть острова Мэн и Гернси, Бразилию и Уганду, а включить в список Канаду и Конго. Перечень меняется в зависимости от того, улучшается или ухудшается обмен информацией со страной, объясняет представитель ФНС.
Эти юрисдикции популярны у россиян, особенно Панама, Белиз и Сейшелы, знает старший юрист Baker McKenzie Артем Торопов.
ФНС обновляет список ежегодно, изменения вступают в силу со следующего года. Список используется для налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) – если КИК работает в стране из списка, налог с накопленной прибыли (российские физические лица – 13%, компании – 20%) придется платить в любом случае. Для стран, не входящих в список, есть исключения – не придется платить налог с прибыли, если эффективная ставка не намного ниже российской (не менее 75% средневзвешенной ставки), банкам и страховым компаниям, эмитентам обращающихся облигаций.
В черный список могут попасть даже те страны, с которыми Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, но по факту не начала обмениваться информацией. Всего в него войдут 102 страны и 18 территорий.
Исключение страны из списка может освободить компании от усиленного налогового контроля, говорит партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. Налогоплательщик с КИК в черном списке обязан предоставлять аудированную отчетность по РСБУ, а вне списка достаточно МСФО, что гораздо проще, объясняет он: «По российским правилам компании должны, например, документально подтверждать вычеты расходов».
Но исключение из списка означает и реальный обмен страны информацией с ФНС, предостерегает партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов: это позволит раскрывать схемы налоговой оптимизации, видеть реальных бенефициаров, взыскивать налоги с накопленной прибыли и штрафовать нераскрывшихся владельцев КИК, а иногда признавать офшорные компании российскими резидентами и доначислять налоги по сделкам с аффилированными лицами.
Компании в офшорах не всегда использовались для налоговой оптимизации – их создавали и для защиты активов, и для избежания валютного контроля, указывает партнер PwC Екатерина Лазорина: «Но если налоговая узнает о скрытых активах, то штрафов не избежать».
10 лет назад исключение из списка не имело значения – офшоры собирали информацию по компаниям спустя рукава и вряд ли помогли бы в раскрытии схем, вспоминает Вахитов, но теперь ФНС может увидеть много интересного.
Это подтверждение того, что обмен налажен даже с самыми экзотическими странами, указывает партнер KPMG Анна Воронкова: «И сокращение списка – вопрос времени, мир движется к полной прозрачности». Скрыть активы сегодня практически нереально, подтверждает Лазорина, – даже если сама юрисдикция не обменивается информацией, то налоговики узнают о собственниках через банки, где у компании счет. «Это одна из причин, почему амнистия капитала (проходит до 1 марта 2019 г.) пользуется большим спросом», – уверена она. Бизнес активно пользуется ею, подтверждает Торопов: чтобы урегулировать прошлые налоговые обязательства и перевести счета, активы, компании и структуры из таких офшоров.