Сбербанк первым потребовал банкротства «Трансаэро»

Альфа-банк последовал этому примеру и также обратился в арбитраж Санкт-Петербурга
О размере долга авиакомпании перед Сбербанком не сообщалось, по данным РБК, он составляет около 6 млрд рублей
О размере долга авиакомпании перед Сбербанком не сообщалось, по данным РБК, он составляет около 6 млрд рублей / М. Стулов / Ведомости

Сбербанк подал в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявление о банкротстве «Трансаэро», оно зарегистрировано 16 октября и еще не принято к производству, сообщается на сайте суда.

О размере долга авиакомпании перед Сбербанком не сообщалось, по данным РБК, он составляет около 6 млрд руб.

Альфа-банк также подал в арбитраж Санкт-Петербурга иск о банкротстве «Трансаэро», сообщили в пресс-службе суда. Менеджер банка уточнил, что иск подан 19 октября. На едином портале арбитражных судов он пока не отображается, телефоны питерского арбитража не отвечают.

Первого октября на правительственном совещании было решено, что «Аэрофлот» не будет покупать «Трансаэро» и что вторая по пассажиропотоку компания страны будет обанкрочена. Второго октября о намерении банкротить «Трансаэро» заявили Альфа-банк, Сбербанк и ВТБ, два первых в тот же день разместили соответствующие сообщения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц – это дает право спустя 15 дней подавать на банкротство должника. Сбербанк не выждал этот срок, 15 дней истекают только 18 декабря.

Долги «Трансаэро» достигли к началу сентября 250–260 млрд руб., из них 80–85 млрд руб. – задолженность перед банками, 150 млрд руб. – перед лизингодателями, около 20 млрд руб. – перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями.

Ранее сообщалось, что купить 75% + 1 акция «Трансаэро» за 1 руб. поручил «Аэрофлоту» на совещании 1 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но сделка не состоялась, формально потому, что мажоритарные акционеры «Трансаэро» (супруги Ольга и Александр Плешаковы) не успели к 24 сентября собрать такой пакет для продажи на одном российском юрлице (только в этом случае совет директоров «Аэрофлота» готов был рассмотреть оферту о покупке).

Но и сам «Аэрофлот» не хотел покупать конкурента, так как ему пришлось бы взять на себя значительную часть долга «Трансаэро» перед банками, а в случае банкротства «Аэрофлот» избавлялся от конкурента с наименьшими потерями, рассказывал федеральный чиновник. Другой чиновник говорил, что «Аэрофлот» готов был взять на себя 75 млрд руб. банковского долга, но хотел вернуть лизинговым компаниям около 70% парка «Трансаэро» (на 30 июня было 104 самолета, к сентябрю – 105).

Трое кредиторов «Трансаэро» рассказали, что «Аэрофлоту» не удалось договориться именно с лизинговыми компаниями о возврате судов – «ВЭБ лизингом» и «ВТБ лизингом» (крупнейшие кредиторы, долги перед ними соответственно 55 млрд и 40 млрд руб.), и поэтому при поддержке президента Сбербанка Германа Грефа госперевозчику удалось пролоббировать вариант с банкротством.

Долг «Трансаэро» перед Сбербанком относительно невелик, полностью зарезервирован, и банк готов к этим потерям, рассказывал источник в одном из банков-кредиторов. Другим госбанкам авиакомпания должна больше: ВТБ – 12,7 млрд руб., Газпромбанку – 7,9 млрд руб.

«Трансаэро» со 2 октября прекратила продажу билетов, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что она продолжит возить пассажиров по купленным ранее билетам до 15 декабря. Правда, раньше компания может обанкротиться или ее сертификат эксплуатанта может быть приостановлен (14 октября Росавиция завершила проверку компании, нарушений в обеспечении безопасности полетов на обнаружено, но налицо серьезное ухудшение финансово-экономического состояния). Решение по итогам проверки Росавиация еще не приняла. Фактически остановить компанию можно в любой день, но, вероятно, ей дадут долетать до 25 октября (начало зимнего расписания), рассказал федеральный чиновник.

С 6 октября «Трансаэро» массово отменяет рейсы (от 32 до 81 в сутки, всего в летнем расписании у нее около 200 рейсов в сутки), этих пассажиров перевозят в своих непроданных креслах другие перевозчики, прежде всего группа «Аэрофлот», а также S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии» и др.

Свои общие затраты на обеспечение деятельности «Трансаэро» с начала сентября (7 сентября «Аэрофлот» установил над конкурентом операционный контроль) до завершения ее полетов сам «Аэрофлот» оценивает в 17 млрд руб., говорили два чиновника и источник в авиационной отрасли.