Небесный патриотизм
Указ (есть у «Ведомостей») о внесении изменений в порядок командирования федеральных госслужащих президент Владимир Путин подписал 30 сентября, в тот же день он вступил в силу. Теперь при использовании воздушного транспорта для проезда служащего к месту командирования и обратно билеты должны оформляться только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний государств – членов Евразийского экономического союза, говорится в документе.
Исключения возможны, если российские авиакомпании не летают к месту командировки чиновника или если на их рейсы на время командировки нет билетов.
«Не самая экономная и разумная мера для бюджета: если кончились билеты эконом-класса и остался только бизнес, а я по должности могу лететь только экономом?» – возмущается человек из Госдумы. Вполне укладывается в рамки импортозамещения, считает другой.
«У депутата начальник – народ, и, если депутату необходимо добраться в Забайкалье, он должен там быть, кто вправе его ограничивать?» – говорит член комитета по регламенту Владимир Поздняков (КПРФ): а с зарубежными командировками все понятно, пусть решает Совет Госдумы. «Это скорее не для экономии бюджета, а для поддержания авиаотрасли, все стараются купить дешевые билеты, и часто это не «Аэрофлот», – приводит пример другой человек из Думы.
«Это была инициатива гендиректора «Аэрофлота» [Виталия Савельева], он предложил ее еще в феврале на заседании у Дмитрия Медведева, когда обсуждались антикризисные меры в авиаотрасли. Такая практика распространена в других странах, например в Китае. Она может быть подспорьем в комплексе с другими предложениями (разрешить овербукинг, отменить НДС и др.)», – говорит представитель «Аэрофлота».
Перевозчик по госконтракту
20,3 миллиарда рублей на такую сумму «Аэрофлот» получил госконтракты в 2010–2014 гг. (данные с сайта госзакупок). В 2014 г. авиакомпания победила в подавляющем большинстве торгов, в которых участвовала, кроме нескольких региональных
«Многие страны применяют меры протекционистского характера при организации поездок чиновников, обязывают их пользоваться услугами иностранных авиакомпаний только при отсутствии альтернативы. Такие меры позволяют, с одной стороны, направить бюджетные средства на поддержку отечественных перевозчиков, а с другой – вернуть часть затраченных средств в бюджет в виде налогов. В нашей стране такой практики пока нет. Положения госконтрактов на перевозки госслужащих не содержат требования приоритетного использования рейсов российских авиакомпаний», – говорил на заседании Савельев (его цитирует пресс-служба «Аэрофлота»).
Представители S7, «Ютэйр» и «Уральских авиалиний» не смогли предоставить комментарии. «Многие чиновники и так летают «Аэрофлотом» и «Трансаэро», считается, что их бизнес-класс лучше, чем у иностранных конкурентов на российском рынке», – отмечает менеджер крупной авиакомпании.
Проект указа вносил не Минтранс, чиновники Минтранса в зарубежные командировки летают российскими компаниями, уверяет сотрудник министерства.
В законах о бюджете расходы на поездки отдельно не расписываются. Пресс-служба Минфина на запрос не ответила.
Региональным и муниципальным органам власти рекомендуется привести порядок и условия командировок в соответствие с указом. «Власти регионов наверняка примут соответствующие изменения. Мы и так летаем только российскими авиакомпаниями. Заграничные командировки редки, у меня, например, их вовсе не было», – говорит замгубернатора Краснодарского края Иван Перонко.