«Аэрофлот» оплатит последние месяцы работы «Трансаэро»
Но получит часть направлений бывшего конкурента«Аэрофлот» потратил на перевозку пассажиров «Трансаэро» больше 17 млрд руб., заявил в четверг помощник президента России Андрей Белоусов. Во столько сам «Аэрофлот» оценивает свои затраты на оплату операционной деятельности «Трансаэро» и перевозку части ее пассажиров, но 17 млрд руб. - это с учетом еще предстоящих затрат, говорят федеральный чиновник и источник в авиационной отрасли.
На операционную деятельность «Трансаэро» в сентябре «Аэрофлот» перечислил 5 млрд руб., но его фактические затраты в сентябре были больше - 7-8 млрд руб., говорит другой федеральный чиновник. «Аэропортовые услуги «Трансаэро» оплачивала не полностью, топливо ей отпускали по гарантийным письмам «Аэрофлота», наверняка с другими аэропортами они работали по схожей схеме», - объяснял менеджер российского аэропорта. Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев рассказывал, что «Трансаэро» в сентябре обслуживалась по гарантийным письмам «Аэрофлота».
Пресс-служба «Аэрофлота» тему не комментирует.
«Аэрофлот» установил операционный контроль над конкурентом 7 сентября (тогда еще по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова готовилась сделка по покупке госперевозчиком 75% + 1 акция компании), с того дня у «Трансаэро» было 1,95 млн пассажиров с билетами до 15 декабря, к 11 октября 1,69 млн из них были перевезены, сообщала пресс-служба «Аэрофлота». 1 октября на правительственном совещании было решено, что спасти «Трансаэро» (ее долги – 250-260 млрд руб.) не удастся и она будет обанкрочена. Со 2 октября компания перестала продавать билеты, с 6 октября начала массово отменять рейсы (от 32 до 76 в сутки; в расписании у нее около 200 рейсов в сутки), пассажиров бесплатно перевозят на своих рейсах в непроданных креслах «Аэрофлот», S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии» и другие авиакомпании.
Получается 17 млрд руб. расходов на 2 млн пассажиров, с учетом того, что в сентябре «Трансаэро» продавала билеты, цифра кажется высокой, рассуждает сотрудник одного из кредиторов «Трансаэро».
"Сумма оценочная, но похожая на реальную. Она учитывает затраты на три дальнемагистральных самолета (Boeing 777), которые "дочка" "Аэрофлота" "Оренбургские авиалинии" передала "Библио глобусу" для перевозки туристов: за эти самолеты уже не вносились платежи, их собирались вернуть лизингодателям – и вот срочно пришлось платить (а это $200 000-450 000 за каждый борт в месяц)", - говорит топ-менеджер другого кредитора "Трансаэро".
«За перевозку авиакомпании рассчитывают получить часть международных назначений «Трансаэро», все ее коммерческие права оцениваются в $600-900 млн», - говорит федеральный чиновник. Владимир Путин во вторник поручил поддержать авиакомпании, которые «подставили плечо «Трансаэро». Президент имел в виду прежде всего «Аэрофлот», и, наверное, это правильно, если госкомпания получит большую часть международных назначений «Трансаэро», - рассуждает другой федеральный чиновник.
Сотрудник Минтранса утверждает, что «Аэрофлот» подал заявки на все 92 международных направления «Трансаэро», потом несколько заявок отозвал, может, отзовет еще, наверняка они понимают, что все им не могут отдать. «Аэрофлот» будет претендовать на 57 направлений, сказал в среду в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор госкомпании Виталий Савельев. На 24 направления подала заявки S7, на несколько «Ютэйр», на 12 - «Уральские авиалинии». Заявки подают и перевозчики поменьше - Red Wings, «Вим-авиа», Nord Wind и другие, говорит собеседник в Минтрансе.
Международные допуски распределяет межведомственная комиссия при Минтрансе. На большинстве своих направлений «Трансаэро» – второй назначенный перевозчик, а первым исторически является «Аэрофлот». Это не препятствие для «Аэрофлота» получить назначения - он просто увеличит частоту рейсов, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак.
«За счет нескольких, как говорят в авиации, «жирных направлений» «Аэрофлот» за сезон-два отобьет свои затраты на «Трансаэро»: это, например, Астана, Тель-Авив, Рим, Лондон, Париж, Прага», - говорит федеральный чиновник.
Направления, наверное, поделят между всеми пропорционально доле рынка, но не просто арифметически, а с учетом их привлекательности: примерно половина направлений никому особо не нужна, говорит Рыбак. Всем интересна Европа, а для Америки или Доминиканы, например, ни у кого нет дальнемагистральных самолетов, кроме «Аэрофлота», но чтобы в России был рынок авиаперевозок, надо дать всем компаниям зарабатывать, добавляет он.
«На МВК, как я понимаю, будет учитываться все - и необходимость демонополизации рынка, и социальный аспект. Решения принимаются большинством голосов, у ФАС в МВК только один голос, так что перевес будет у блока Минтранса и Росавиации», - говорит руководитель департамента ФАС по транспорту Дмитрий Рутенберг. Надо понимать, что на любом международном направлении будут присутствовать и иностранные перевозчики и это будет сдерживающим фактором, добавляет он.
В первом полугодии «Аэрофлот» занимал 27,9% российского рынка авиаперевозок, вместе с «дочками» - 40,9%, у «Трансаэро» было 14,4%, у S7 - 8,6%, у «Ютэйр» - 6%, у «Уральских авиалиниий» - 5,6%. Всего российские авиакомпании перевезли за шесть месяцев 52,5 млн пассажиров.