Как Microsoft удалось снова стать самой дорогой компанией мира
Гендиректор Сатья Наделла сосредоточился на скучном бизнесе, результат инвесторам понравилсяMicrosoft много лет пытался найти свое место на высококонкурентных потребительских рынках. Однако вернуть себе звание самой дорогой компании мира впервые с 2003 г. ему помогло не это, а решение гендиректора Сатьи Наделлы сосредоточиться на скучном, но быстро растущем бизнесе по обслуживанию корпоративных клиентов.
Microsoft с конца ноября конкурирует с Apple за звание крупнейшей компании мира по рыночной капитализации. Он обгонял производителя iPhone в ходе торгов, а в пятницу, 30 ноября, смог сделать это и по итогам биржевой сессии. Стоимость Microsoft тогда составила $851,36 млрд – примерно на $4 млрд больше, чем у Apple. На этой неделе разрыв между давними конкурентами снова был небольшим, при этом на торгах в понедельник их даже ненадолго обгонял Amazon. Во вторник, когда фондовый рынок сильно упал и индекс Nasdaq потерял 3,8%, акции Microsoft подешевели меньше остальных – на 3,2% (у Apple – на 4,4%, Amazon – 5,9%).
Облачный успех
Успех Microsoft связан со ставкой Наделлы на облачные услуги, которые угрожали прежней бизнес-модели компании. При этом он отказался от некоторых целей предыдущего гендиректора Стива Баллмера, выйдя из бизнеса по разработке собственных мобильных устройств и сделав приложения Microsoft доступными на операционных системах iOS и Android. «Они разработали эту стратегию, когда облако стало по-настоящему набирать популярность, – отмечает Мэтт Макилвейн из Madrona Venture Group, инвестирующей в облачные стартапы. – Компании стали переходить на облако как раз в тот момент, когда Microsoft начал идти в правильном направлении».
В первый раз Microsoft стал самой дорогой компанией мира в конце 1990-х гг. благодаря операционной системе Windows, программному обеспечению Office и агрессивному лидерству Билла Гейтса. Сооснователь и тогдашний гендиректор Microsoft использовал доминирование Windows для выхода на новые рынки, но это привлекло внимание антимонопольных регуляторов в США и за границей. В начале 2000-х гг. компания урегулировала их претензии, но появились новые правила, замедлившие ее рост; кроме того, сдулся технологический пузырь. Акции Microsoft торговались примерно на одном уровне более 10 лет, но выросли втрое после назначения Наделлы гендиректором в феврале 2014 г.
Это укрепило статус Гейтса и Баллмера как одних из самых богатых людей в мире, ведь они по-прежнему являются одними из крупнейших акционеров Microsoft.
Выручка Azure, облачного бизнеса Microsoft, росла более чем на 76% каждый квартал с тех пор, как компания начала отчитываться о ней в октябре 2015 г. На конференции WSJ Tech D.Live в ноябре Баллмер признал, что сегодня успех Microsoft обеспечивают корпоративные клиенты. По его словам, Наделла принял компанию с хорошей прибылью и технологиями и вывел ее на «совершенно новый уровень». «По-моему, Сатья проделал отличную работу, – сказал Баллмер. – Это фантастика, а как акционер я думаю, что это фантастика вдвойне или даже втройне».
Культурные реформы
Наделла также попытался изменить культуру Microsoft. При нем компания стала публично обозначать свою позицию по спорным вопросам, призывая к регулированию технологии распознавания лиц и ответственному использованию искусственного разума. «Они добились успеха при Наделле, потому что изменили свой имидж», – утверждает Боб Мулья, бывший топ-менеджер Microsoft, а ныне гендиректор Snowflake Computing.
Но в облачном бизнесе по-прежнему доминирует Amazon, который в прошлом году владел 51,8% этого рынка в мире, согласно Gartner. Microsoft с 13,3% – на втором месте. Аналитики ожидают, что этот бизнес продолжит бурно развиваться. По прогнозам Gartner, глобальный рынок облачных услуг вырастет с $23,6 млрд в прошлом году до $63 млрд в 2021 г.
Руководители Amazon осознают, что конкуренция с Microsoft нарастает. В ноябре на ежегодной конференции его подразделения Amazon Web Services его руководитель Энди Джесси заявил, что Amazon инвестирует в этот бизнес больше, чем Microsoft. Также он представил новый сервис, позволяющий клиентам пользоваться облачными услугами Amazon в собственных дата-центрах. Именно в этой области силен Microsoft.
Возрождению Microsoft также способствовали его офисные программы. Этот сегмент обеспечивает около трети выручки компании, а одним из самых популярных ее продуктов стала Office 365, предоставляемая по подписке облачная версия традиционного пакета Office.
Бизнес без проблем
«Медведи» набросились на Apple
С пика 3 октября, когда капитализация Apple достигла $1,12 трлн, по 4 ноября ее акции подешевели на 23,9%. Падение акций Microsoft было нет столь значительным – всего 5,8%. Индекс Nasdaq Composite за это время потерял 10,8%.
Кроме того, в последние годы Microsoft почти не привлекал внимание регуляторов. У него нет успешной социальной сети, как у Facebook, из-за которой могли бы возникнуть опасения по поводу конфиденциальности данных пользователей и распространения дезинформации. Он сильно отстает от Google в области интернет-поиска, который вызывает беспокойство из-за сбора данных о пользователях. Продажи его компьютеров Surface и игровых консолей Xbox не настолько велики, чтобы на них сказывалась торговая война между США и Китаем.
Наконец, Microsoft потерпел провал на рынке смартфонов – его списания превысили $9,4 млрд, уплаченных за мобильный бизнес Nokia. Зато эта дорогостоящая ошибка сейчас оградила Microsoft от проблем, связанных со снижением спроса на рынке смартфонов, который в последние недели стал причиной обвала котировок Apple.
Перевел Алексей Невельский