Облачные компании инвестируют в дата-центры
Три ведущих поставщика облачных услуг увеличивают инвестиции на 22% до $31,5 млрдНа днях корпорация Amazon.com объявила о развитии своих центров обработки данных в Стокгольме. Этот проект – часть стратегии Amazon, нацеленной на увеличение доли на рынке облачных технологий, размер которого исчисляется сотнями миллиардов долларов.
В общей сложности ведущие мировые поставщики облачных услуг – Amazon, Alphabet (материнский холдинг Google) и Microsoft – выделили в 2016 г. на инвестиции и финансовый лизинг около $31,54 млрд – на 22% больше, чем в 2015 г. Все три компании активно развивают технологии так называемого гипермасштабирования, позволяющие при необходимости быстро наращивать вычислительные мощности.
Не все упомянутые капитальные вложения приходились на дата-центры, предлагающие инфраструктуру как сервис (IaaS), однако все три компании называют облачные технологии основным направлением инвестиций. Amazon, лидер облачных услуг, не раскрывает стоимость своего нового кластера дата-центров в Стокгольме, аналитики оценивают затраты в несколько сотен миллионов долларов. Инвесторы с пониманием относятся к столь крупным затратам ведущих компаний, рассчитывая на высокую окупаемость проектов. По оценкам Gartner, в прошлом году корпоративные клиенты потратили на услуги обработки и хранения данных, организацию сетевой инфраструктуры и т. п. около $500 млрд. «И если раньше клиенты задействовали для решения подобных задач собственные серверы, то сейчас они все охотнее переходят на облачные технологии, а весь этот бизнес сосредотачивается в руках всего нескольких компаний», – говорит аналитик из Gartner Эд Андерсон.
Огромные инвестиции ведущих поставщиков услуг затрудняют для их потенциальных конкурентов выход на этот рынок. «Чтобы сравняться по вычислительным возможностям с Amazon, Microsoft и Google, потребовались бы десятки миллиардов долларов, это почти непреодолимое препятствие», – полагает Карл Крейстед, аналитик из Deutsche Bank Securities.
Впрочем, это препятствие смущает не всех. Прошлым летом корпорация Oracle представила собственную облачную инфраструктуру, которая, как утверждалось, может потеснить сервисы Amazon. Правда, по затратам на развитие инфраструктуры Oracle существенно отстает от лидеров. За 12 месяцев начиная с февраля 2016 г. ее капитальные затраты, в том числе на развитие дата-центров, составили всего $1,7 млрд.
Вице-президент Oracle по маркетингу Стив Дахеб отмечает, что сами по себе данные о капиталовложениях не позволяют составить полную картину. По мнению Дахеба, имеющаяся у его компании инфраструктура уже превосходит по возможностям сервисы трех лидеров и обеспечивает конкурентоспособность без гигантских дополнительных затрат. «Показатели капитальных затрат представляют определенный интерес, но не позволяют делать исчерпывающие заключения, – уверяет Дахеб. – Размер наших затрат в точности соответствует нашим потребностям».
Тем не менее пока Oracle отстает от конкурентов. За последний квартал выручка соответствующего подразделения Oracle выросла на 17% до $178 млн. Для сравнения: продажи подразделения Amazon Web Services выросли на 47% до $3,54 млрд. По мнению Крейстеда, окно возможностей для компаний, желающих составить серьезную конкуренцию Amazon, Google или Microsoft на рынке облачной инфраструктуры общего назначения, уже закрылось. «Возможно, у Oracle есть более благоприятные шансы, если речь идет о предоставлении инфраструктурных услуг компаниям, раньше работавшим с СУБД Oracle на собственных серверах, а теперь переходящим на облака», – говорит аналитик.
Некоторые компании, давно пришедшие на этот рынок, изменили первоначальную стратегию. В 2015 г. Hewlett-Packard закрыла свой проект Helion Public Cloud, доходы от которого были невелики. А IBM, купившая в 2013 г. бизнес SoftLayer Technologies и выделившая в 2016 г. на капзатраты $3,73 млрд, сейчас предлагает инфраструктурные услуги, но фокусируется в основном на наиболее прибыльных направлениях вроде анализа данных.
Перевел Александр Силонов