Как Amazon дорос до $1 трлн
Он стал второй американской компанией с такой капитализациейAmazon присоединился к Apple через месяц после того, как рыночная стоимость той выросла до $1 трлн. Чтобы увеличить капитализацию с $600 млн, онлайн-ритейлеру потребовалось всего 160 торговых дней, по дороге он обогнал Microsoft и Alphabet.
На торгах во вторник акции Amazon подорожали на 1,9% до $2050,27, что дает ему капитализацию в $1 трлн; с начала года котировки акций выросли на 75%. Инвесторы вознаграждали компанию за улучшающиеся финансовые результаты: так, в конце июля Amazon сообщил, что чистая прибыль во II квартале выросла почти в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и впервые превысила $2 млрд, составив $2,5 млрд. Хороший рост показали и подразделение розничной торговли, и облачный сервис, который активно развивается и имеет более высокую норму прибыли.
Долгосрочный интерес
Для компании с такой капитализацией у Amazon очень небольшая прибыль, из-за этого отношение первого показателя ко второму (P/E) составляет почти 205 (правда, аналитики ожидают роста прибыли, поэтому отношение к прогнозируемой на ближайшие 12 месяцев прибыли составляет 90). Даже во время пузыря доткомов в конце 1990-х гг. мало у кого из компаний был такой коэффициент. Но многих из них уже давно не существует. Amazon же указывает в своих принципах корпоративного управления, что работает в интересах «долгосрочных акционеров». Компания, например, никогда не дает прогнозов квартальной прибыли. Она представляет долгосрочную стратегию роста и корректирует ее, если открываются новые возможности. Основатель компании Джеффри Безос еще в 1997 г. заявил, что вся деятельность Amazon «ориентирована на долгосрочную перспективу».
С тех пор рыночная капитализация Amazon выросла сильнее, чем у любой другой американской публичной компании: за 21 год с небольшим она увеличилась более чем в 2000 раз. Во время IPO в мае 1997 г. компания была оценена в $438 млн. Тот, кто вложил при размещении $1000, сегодня располагал бы состоянием в $1,4 млн (с учетом сплитов акций), отмечает The Wall Street Journal (WSJ).
Больше всех от роста бизнеса и капитализации компании выиграл 54-летний Безос. Он обогнал Билла Гейтса, долгие годы занимавшего 1-е место в списке самых богатых людей мира. Согласно документам, поданным в регулирующие органы в августе, Безос владеет примерно 16% акций Amazon; его состояние оценивается в $166 млрд по индексу миллиардеров Bloomberg.
Необычный бизнес
Безос начал работу над Amazon в гараже в 1994 г., в 1995 г. компания открыла книжный сайт, а два года спустя проводила IPO под лозунгом «Крупнейший книжный магазин на земле». Его главный конкурент – сеть Barnes & Noble даже подала иск, заявив, что Amazon не может называться магазином. Сейчас Amazon стоит в 2609 раз больше, чем Barnes & Noble.
История бизнеса Amazon необычна, начиная с сознательно принятого в самом начале решения работать с низкой прибылью и даже без нее ради развития бизнеса. Многим стартапам не удается реализовать такую модель, потому что из-за быстрой экспансии у них в какой-то момент заканчиваются деньги. Но Amazon превратился из книжного интернет-магазина в мощную силу, меняющую мировой розничный бизнес, лидера в области обработки корпоративных данных (через облачный сервис), создателя умной колонки, электронной книги, фильмов и шоу. Через Amazon идет почти половина долларов, которые американцы тратят онлайн. Amazon даже влияет на экономические макропоказатели, сдерживая инфляцию.
Хороший сын
Не только сам Джефф Безос, но и его родители Джеки и Маик – весьма состоятельные люди. В 1995 г. они вложили $245 573 в компанию сына. «Я хочу, чтобы вы знали, насколько это рискованно. Я хочу приехать домой на День благодарения и не хочу, чтобы вы на меня сердились», – предупреждал Безос родителей (цитата по Bloomberg). Но риск окупился. Сеичас им принадлежит около 3,4% капитала Amazon, что превышает $34 млрд, писало Bloomberg.
«Они доказали, что могут это сделать, – говорит Майкл Липперт, управляющий фондом в Baron Capital (цитата по WSJ). – Они тратят много денег на эти вещи, чтобы получить и усилить конкурентное преимущество».
Том Олберг, управляющий директор Madrona Venture Group, инвестировал в Amazon в ходе первого раунда привлечения инвестиций на $1 млн в 1995 г. и с тех пор входит в совет директоров. Успех компании объясняется ее постоянным пристальным вниманием к интересам потребителей, наймом и удержанием наиболее талантливых сотрудников, инновациями и готовностью рисковать по-крупному при реализации новых проектов, рассказывал Олберг CNBC: «Люди меня спрашивали: в чем секрет Amazon? Да нет никаких секретов».
Увидев в работе через интернет широкие возможности, которые в тот момент мало кто видел (Олберг признавался, что еще долго покупал книги в магазинах и сомневался, что люди будут готовы платить кредитной картой онлайн), Amazon держал низкие цены и быстро расширял бизнес. Затем он открыл свой сайт для миллионов малых предприятий, ритейлеров и производителей, что помогло ускорить рост, перетягивая клиентов у розничных сетей. В 2017 г. его онлайн-продажи превысили $108 млрд. Amazon также стал активно диверсифицировать бизнес; выручка Amazon Web Services превысила $17 млрд.
Безос каждый год рассылает акционерам письмо, написанное им в 1997 г., где говорится, что Amazon безразлична «краткосрочная реакция Уолл-стрит». На встречах с сотрудниками он также любит цитировать легендарного инвестора Бенджамина Грэма: «В краткосрочной перспективе рынок – это урна для голосования, а в долгосрочной – весы».