Бум волейбола в США привел к созданию новой профессиональной женской лиги
Инвесторы вложили в раскрутку турнира $160 млн«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
В начале января 2025 г. в США ожидается запуск новой профессиональной женской волейбольной лиги League One Volleyball (LOVB), которую основатели нежно называют Love («любовь»). 22 ноября состоялся последний раунд инвестиционного финансирования лиги, который привлек $100 млн от компании Atwater Capital, основанной женщинами и ориентированной на медиа и развлечения, отмечает SportsPro Media.
Уникальный концепт LOVB
Волейбол – один из наиболее динамично развивающихся видов спорта в США, особенно среди женщин. В 2020 г. американки выиграли золото Олимпиады в Токио, а на последних Играх в Париже завоевали серебро, уступив в финале проигравшим всего одну партию на турнире итальянкам. Сумасшедший прогресс женского волейбола в Штатах подтверждают и данные специализирующейся на рыночных и потребительских исследованиях компании Statista. За последние 10 лет количество учащихся старших классов, играющих в волейбол, выросло почти на 100 000 и составило 564 000. Подавляющее большинство игроков (85%) составляют девочки.
Огромный интерес к волейболу фиксируется и со стороны болельщиков, что подтвердил новый зрительский рекорд для женских спортивных мероприятий, установленный 30 августа 2023 г. На стадионе «Мемориал» в Небраске местный пятикратный чемпион Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) обыграл «Омаху» со счетом 3:0 в присутствии 92 003 болельщиков. Публика побила предыдущее мировое достижение (91 648 человек), установленное 22 апреля 2022 г. в Барселоне на матче женской Лиги чемпионов «Барселона» – «Вольфсбург», констатировал ESPN.
Предыдущий рекорд для женского спортивного мероприятия в Штатах держался с 10 июля 1999 г., когда финал чемпионата мира по футболу между сборными США и Китая на стадионе «Роуз Боул» в Пасадене (штат Калифорния), посетило 90 185 зрителей. Победу по пенальти одержали американки. Что касается абсолютного рекорда США среди всех полов и видов спорта, то рекорд принадлежит хоккейному матчу NCAA 2010 г. между Университетом Мичигана и Мичиганским государственным университетом в присутствии 113 000 болельщиков, отмечает Bleacher Report.
Несмотря на такую огромную популярность волейбола, в США долгое время не было ни одной профессиональной лиги этого вида спорта. В то время как в стране уже много лет успешно функционируют Национальная женская футбольная лига (NWSL), а также Женская баскетбольная ассоциация (WNBA), лучшие волейболистки Америки были вынуждены уезжать в поисках достойной оплаты в другие страны. В 2020 г. такое положение дел решили изменить бывший американский профессиональный игрок в пляжный волейбол Кевин Вонг, выпускница Гарварда и инвестор Кэтлин Гао, а также основатель финансовой и технологической компании для глобальных операторов беспроводной связи Kingfisher Mobile Limited Питер Хиршманн.
Их идея состояла не только в создании профессиональной женской лиги, но и полной независимости от мужских спортивных организаций – к примеру, баскетбольная WNBA является одним из подразделений Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). Также основатели разработали грамотный концепт построения лиги, определив в качестве ее фундамента учреждение по всей стране сети молодежных волейбольных клубов. Получилось очень удачно – в настоящее время количество клубов выросло уже до 58 с более чем 16 000 спортсменов в 26 штатах и 66 локациях.
Минимальная зарплата – $60 000 за сезон
«Первоначальная идея LOVB заключалась в том, чтобы познакомить молодежь с профессиональным подходом. Мы смогли добиться возможности поддерживать спортсменов на протяжении всего их становления и пути в волейболе, – отмечает Гао. – Поскольку волейбол продолжает расти не только в масштабах, но и в популярности, мы гордимся возможностью вместе с ведущими инвесторами помочь этой игре стать лучше».
В 2021 г. League One Volleyball объявила о планах запуска профессиональной лиги из шести франшиз в Атланте, Остине, Хьюстоне, Мэдисоне, Омахе и Солт-Лейк-Сити. В это же время к лиге добавился целый ряд именитых инвесторов, таких как бывшая первая ракетка мира и главная активистка мирового женского спорта Билли Джин Кинг, звезда НБА Кевин Дюрант, олимпийская чемпионка по горным лыжам Линдси Вонн, одна из лучших баскетболисток WNBA Кэндис Паркер и компания Bolt Ventures миллиардера Дэвида Блитцера.
В первые два раунда инвестиционного финансирования с 2021 г. по 2023 г. LOVB удалось привлечь $60 млн, и теперь после получения еще $100 млн от Atwater Capital лига заложила очень прочную базу для старта. «Мы собрали правильную команду, правильные таланты и, очевидно, правильных инвесторов, которые возвращаются раунд за раундом. Это подтверждает, что им действительно нравится наши концепция и усилия», – выражает удовлетворение проделанной работой Гао.
Накануне дебютного сезона LOVB продала за неназванную сумму медиаправа на показ матчей лиги телеканалу ESPN. Поединки LOVB Pro также будут доступны на платформах ESPN в некоторых странах и территориях, таких как Канада, Карибский бассейн, Латинская Америка, страны Африки к югу от Сахары, Австралия и Новая Зеландия, сообщает CNBC. Также в июне волейбольная лига подписала многолетнее соглашение с Adidas – производитель разработал форму и обувь для игроков с учетом их пожеланий. LOVB имеет официальное партнерство с брендом женской одежды Revolve и производителем корректирующего белья Spanx.
Минимальная зарплата игроков LOVB в первом 14-недельном сезоне составит $60 000, плюс бонусы за индивидуальные и командные результаты. Также будут покрыты транспортные и жилищные расходы, предоставлена круглогодичная медицинская и стоматологическая страховки, услуги по охране психического здоровья и оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Игроки не могут быть отчислены или проданы, информируют FOX 47 News.
Организаторы и инвесторы LOVB – не единственные, кто намерен вывести волейбол в США на новый уровень благодаря его сумасшедшей популярности. В мае 2024 г. завершился первый сезон еще одной профессиональной женской волейбольной лиги Pro Volleyball Federation, а в сентябре этого года была запущена лига Athletes Unlimited Volleyball. Эти турниры платят сопоставимые с LOVB зарплаты во многом благодаря сделкам с такими крупными брендами, как Gatorade и Nike. Все три лиги проводятся в разные сроки, что позволит избежать прямой конкуренции и придать волейболу необходимый импульс в развитии.